Смертная казнь – верный урок или страшное наказание?

Смертная казнь – верный урок или страшное наказание?

В ходе многократных изощренных убийств, совершенных особенно в отношении несовершеннолетних, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил, что данная фракция планирует внести частичную отмену моратория на смертную казнь для тех, чье преступление было совершено против ребенка.

В социальных сетях на эту тему был проведен опрос среди пользователей, больше половины из них проголосовали «За», согласившись с данным предложением, ведь страшнейшие покушения продолжают совершаться, а преступникам остается «безнаказанно» отбывать несколько лет лишения свободы в просторных камерах.

Каково отношение Шариата к данному вопросу? Почему такие страны, как США, КНР, Египет активно практикует данный вид казни, а Россия нет? По каким принципам следует руководствоваться, лишая жизни преступника? Обо всем этом нам расскажет заместитель заведующего кафедрой исламской теологии РИИ, специалист по фикху,  Мухаммет Муратов.

«…Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь». (Коран. Сура 17:35)

– В исламском  классическом праве есть три вида наказания: первое – хадда, предусматривается за преступления, которые имеют общественный резонанс, затрагивают устои общества, т.е. так, Всевышний определил наказание за наиболее суровые преступления, и, если есть малейшие сомнения, такие наказания отменяются. Второе – кысас(возмездие) предполагается за нанесение ущерба здоровью человека или даже за его лишение жизни, родственники пострадавшей стороны имеют право на возмездие, они могут как применить, так и отказаться от этого на их усмотрение. Третье наказание – тагзир, определяется самим судьей, оно назначается за те преступления, которые не входят в две вышеперечисленные группы.

Наказания несут несколько функций – это делается не только для причинения боли обвиняемому человеку, но и с целью его воспитания. Чтобы человек больше никогда не возвращался к подобным преступлениям, он должен осознать произошедшее, понести тяжесть наказания, чтобы не было рецидивов в отношении таких же преступлений. Публичные наказания сдерживают других от преступлений, после увиденного люди не осмеливаются совершить что-то подобное.

У наказаний много функций: воспитательная, сдерживающая и устанавливающая справедливость. Во многих странах смертная казнь отменена, в основном, это западные страны. Данное явление связано с тем, что речь идет о правах человека: преступник рассматривается, как человек, который остался человеком даже после тяжкого преступления, что к ниму также необходимо относится гуманно. С точки зрения гуманности Запада, казнь – это прошлый век, сейчас мы живем в двадцать первом веке и, к человеку надо относиться милосерднее. Юриспруденция говорит, что человек, находящийся в пожизненном аресте, заменивший ему смертную казнь, страдает.

В шариате же есть пять стратегических целей:

1) сохранение религии;

2) сохранение жизни;

3) сохранение разума;

4) сохранение семьи(также честь и репутация);

5) сохранение имущества. 

Это и есть правовые нормы в исламе. Исходя из второй стратегической цели шариата (сохранения жизни), Всевышний гарантирует каждому человеку безопасное нахождение на Земле, это право человека, которое ему дал Аллах.

Наказания, которые назначаются за преступления, как раз и должны обеспечивать спокойное нахождение граждан в мире. Главная проблема заключается в том, что чаще всего преступника уже невозможно перевоспитать, есть такие рецидивисты, на которых не действует ни одно наказание. Они выходят из тюрем, совершают те же преступления, и снова погибают невинные люди. Возьмем в пример  Андерса Брейвика, который сознательно, исходя из своей фашистской идеологии, приготовился к умышленному преступлению и убил 77 человек. Его наказание – это пожизненное лишение свободы, которое включает в себя проживание в «камере», а если быть точнее в трехкомнатной квартире, где есть спортзал, спальня, интернет с компьютером, кухня, сад для прогулок. Когда рассуждают о правах преступников, никто не поднимает вопрос прав жертв.

Почему мы сегодня говорим о гуманном отношении к преступникам, но никто не поднимает вопрос о том, как живется тем, кто лишился родственников, кормильцев? Как показывает западная практика, над людьми, которые отбыли долгие сроки в тюрьме, назначаются амнистии- за хорошее поведение их отпускают по выходным к родственникам, со временем, через лет двадцать они снова могут выйти в общество. Питание у преступников тоже хорошее, как и установлено Евросоюзом, еда, полная витаминов, и все очень вкусно. Также преступников содержат за счет налогов народа.  При всем этом, человек «отбывает наказание». Граждане не видят наказания таких людей. Мы живем в эпоху подмены понятий, понятия переворачиваются с ног на голову. Всевышний вложил в людей такое качество, как справедливость, поэтому народ и требует ее.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы мусульмане поддерживаем отмену моратория, смертная казнь должна быть возвращена. Данная точка зрения сегодня есть и в Европе. Взять в пример Британию, люди выходят на забастовку с просьбой о возвращении смертной казни. На сегодняшний день эта позиция набирает обороты. Условия в тюрьмах улучшается с каждым днем- рацион питания, содержания, использование каких-то средств связи, где-то ставят телевизоры. Наказание должно прочувствоваться преступником, а когда человек видит, что он просто будет сидеть в замкнутом пространстве, это будет не сдерживающим фактором для людей, а наоборот, побуждающим к беззаконию.

– Какой вид смертной казни считается самым гуманным? Электрический стул?

– Нет, электрический стул является страшным, жестоким видом казни. В исламе классический вариант – это отсечение головы, которая сейчас осуществляется в Саудовской Аравии. Человеку заблаговременно делают наркоз, при отсечении кровь выходит под давлением, поэтому отключается мозг, что способствует к отключению чувств боли.

На сегодняшний день есть альтернативы, которое производится в Америке –  инъекции, при их применении человек засыпает и не просыпается. Это как эвтаназия, гуманная смерть. В некоторых штатах преступники имеют право выбора: казнь путем электрического стула или инъекции, чаще они выбирают второе, и от восьми до пятнадцати минут человек уходит из жизни. Сейчас отсечение головы уже необязательно, когда есть инъекции, однако в прошлые века это считалось самой гуманной казнью, тогда как в Европе было множество изощренных  способов пыток и смертных казней, таких как четвертование, повешение.

В средневековых музеях мы можем увидеть всевозможные орудия пыток. Ислам разрешает эвтаназию в том плане, если наблюдается смерть головного мозга и применяется пассивная эвтаназия, когда делают не укол, а отключает систему жизнеобеспечения. Когда человек сам хочет эвтаназию, это запрещено. Активную эвтаназию разрешают только несколько стран, например: Бельгия, Голландия, Швейцария, Япония. Например, бывший премьер-министр Израиля, Ариэль Шарон, в 2006 году впал в кому и до 2014 года (8 лет) находился в коме, хотя была констатирована смерть головного мозга. Искусственно поддерживались его органы – печень, почка, сердце, легкие. Родные надеялись на чудо, но когда органы не выдержали, наступила смерть. Так, в исламе разрешена поддержка здоровья в коме, если еще не произошла смерть головного мозга, если же кто-то возвращается из комы, то у него и не было смерти головного мозга.

 

Айсылу Галиева специально для Исламского портала


Количество показов: 1561