Особенности воспитания детей в христианской культуре

Особенности воспитания детей в христианской культуре

Проректор по воспитательной работе диакон Кирилл (Забавнов) рассказал корреспонденту сайта «Исламский портал» в чем заключается значимость семьи и церкви в воспитании детей, в каком возрасте религия входит в жизнь ребенка, а также поделился тем, какие уроки духовности преподаются в воскресной школе

 

– Какова  главная социальная функция семьи в христианской культуре?

–Согласно христианскому богословию семья является одной из высших ценностей в жизни верующего. Испокон веков она носит название – малая церковь.

– Очень интересно! Расскажите, почему ее так называют?

– Церковь – есть собрание верующих людей, объединенных религиозными обрядами, таинствами, которые соблюдают одни Божьи законы. Семья преследует такие же цели, так как в первую очередь посредством нее и происходит приобщение детей к духовной жизни. 

«Семья является частью прихода, частью всего приходского собрания».

Православный приход претерпевает большие изменения. С каждым годом растет количество захожан, но постоянных прихожан становиться, к сожалению, меньше. Привязанность людей к храму сильно ослабевает. Мне кажется, эта проблема в исламе тоже злободневна. На сегодняшний день  число мусульман, как и христиан, которые выполняют все религиозные предписания, которые, даже не смотря на работу и какие-то личные заботы, не перестают служить Богу, составляет небольшой процент семей.  В связи с этим, роль семьи как инструмента, способствующего формированию нравственного начала, способствующего воспитанию детей с целью прививания им любви к своей религии очень высока. Если в семье не проводиться такая работа, воскресная школа и церковь в целом не сможет в полной мере повлиять на духовный рост ребенка.

– Какую роль в воспитании играет отец и мать ребенка?

– В православии нет четкого разделения между обязанностями матери и отца. Есть скорее универсальные правила, которыми руководствуются родители в воспитании ребенка. Подобной конкретики нет по причине того, что они стремятся лишь к одной цели мирской жизни – привести себя и своих близких к Богу, сделать себя и их чистыми и святыми. Неважно при этом, какой путь изберет для себя верующий: выберет путь монашества или замужества. В любом случае человек стремиться к покорности и Божьей милости.

– На чем основываются данные правила?

– Универсальные правила родителей базируются на Священном писании. Мы все люди Писания, поэтому эти законы встречаются в каждой религии. Например, если мы откроем Ветхий завет, то в одной из десяти основных заповедей мы увидим «Почитай отца и мать свою». Эта заповедь своего рода гарант того, что при ее соблюдении Бог может смиловаться над верующим и даровать ему в конечном итоге рай. В исламе тоже сказано что «Рай находиться под ногами матерей». В книге притчей и сказаний также есть определенные правила, которые указывают на то, как необходимо воспитывать детей, развивать какие-либо положительные качества. Это и есть основа.

– Что еще влияет на гармоничное воспитание ребенка в семье?

– Наилучшее воспитание может получить тот ребенок, чьи родители сами в первую очередь практикуют Божьи законы, ведут праведный образ жизни и на своем примере показывают, как необходимо вести себя, основываясь на принципы морали и нравственности.

«Лучшая проповедь – это пример собственной жизни».

 – Например?

– В церкви не зря священника называют отцом. Если рассматривать его в действительности как отца, то прихожане являются для него своего рода детьми, которым он должен читать проповеди и учить жизни по законам Священных писаний. Однако, какие знания они получат от отца, который сам, например, деяниями противоречит своим словам. Люди обращают особое внимание именно на то, какие поступки совершает религиозный человек, поэтому необходимо постоянно работать над собой и своим поведением, чтобы личным примером не осквернить веру и не отдалить от нее прихожан.

– Когда, в каком возрасте религия входит в жизнь ребенка?

– Религия входит в жизнь ребенка уже с момента его зачатия. Есть такая притча «Приходит  женщина к священнику и говорит: «У меня родился сын, ему всего месяц, когда можно начинать его воспитывать?». На что священник ответил: «Вы уже опоздали на девять месяцев»». Находясь уже в утробе матери, женщина своим поведением, образом жизни закладывает в ребенка определенные моменты воспитания, в том числе его религиозность. Поэтому, согласно христианскому богословию беременная женщина должна посещать чаще храмы и церкви, молиться, слушать церковную музыку и стараться ограждать себя от греховного и запретного.

Исходя из сказанного, хочется отметить, что наша религия также не допускает и порицает аборты, так как это является убийством полноценного живого человека.

– После рождения ребенка, какие проводят религиозные обряды?

–Когда женщина родит ребенка, муж или кто-то из родственников должен прийти к священнику и сообщить об этом. В этот день он читает молитву и благодарит Господа за рождение нового человека, не называя его по имени, так как имянаречение проводиться чуть позже. Священник также просит скорейшего выздоровления за роженицу.

На восьмой день после рождения читается молитва наречения имени. Если в исламе в ушко малыша читается трижды азан и столько же раз произноситься имя, то в православии священник просто нарекает малыша, возложив руку на его голову. На сороковой день принято читать молитву на очищение матери, так как согласно некоторым законам, после родов женщина является нечистой, и чтобы можно было продолжить религиозные практики, ей необходимо очистить себя. Затем либо в этот же день, либо в последующие ребенка крестят.

– Как формируется духовная жизнь ребёнка после крещения?

– Его можно приводить храм, причащать. Ребенок может участвовать во всех церковных таинствах, читать молитвы и прочее.

– Есть ли какие-либо исключения? 

– Да, если, к примеру, ребенок рождается слабым, то родители могут позаботиться о немедленном его крещении. Данные правила варьируются исходя из обстоятельств, так как подобный религиозный обряд может подарить родителям веру на скорейшее выздоровление малыша.

– Какие еще существуют аспекты религиозного воспитания?

–Большая роль в формировании именно духовной состоящей ребенка возлагается на крестных отцов и матерей, которые дают свое согласие во время крещения ребенка и берут на себя ответственность знакомить его с основными религиозными практиками.

Биологические родители, конечно, не освобождаются от данного вида обязанности, но крестные в этом случае способны дополнительно  помогать ребенку в вопросах веры: водить в церковь по воскресениям, учиться исповедоваться и читать Библию и молитвы.

Порой на практике получается так, что крестных родителей выбирают, опираясь на их финансовое состояние, чтобы в последующем крестники получали хорошие подарки. Однако толк в данном моменте будет в том случае, если крестные непосредственно будут церковными служителями или постоянными прихожанами храмов.

– С помощью каких средств происходит приобщение детей к церкви к приходу?

– Если мы рассмотрим традиционную православную семью, в которой родители являются религиозными людьми, то в этом случае они сами водят ребенка в церковь по воскресеньям или каждый день.

На данный момент количество церквей заметно увеличилось, в связи с этим стали создаваться все необходимые условия для комфортного пребывания там. Строятся детские площадки, комнаты матери и ребёнка и т.д. Понятно, что дети не всегда могут выстоять службу, которая идет один-два часа, поэтому подобные места могут отвлечь его и дать возможность просто находиться в здании храма и приобщаться к ней с детства.

Иногда мы сами просим родителей приходить с детьми к концу службы, чтобы прочиститься всем вместе, но при этом не помешать другим молиться, если в какой-то момент времени ребенку надоест стоять и он начнет капризничать.

– Какие существуют особенности уроков духовности в воскресной школе?

– В воскресной школе уроки проходят организованно и системно. Детям преподают основы религии, благодаря которым ребенок учиться читать Библию, молиться, совершать какие-либо другие религиозные обряды, знать историю Пророков и учиться жить по совести. Также дети занимаются творчеством: поют, рисуют религиозные сюжеты, лепят и т.д. Конечно, система обучения зависит от возраста ребенка, чем он младше, тем меньше требований предъявляются к нему.

«Перед детьми не ставят цель выучить Библию наизусть, их задача – научиться общаться с Господом».

Чтобы узнать какого-то человека, необходимо общаться с ним и вести определенные диалоги, также и с Господом, чтобы узнать Его необходимо научиться говорить с Ним, просить Его, молиться Ему. Мы не можем познать Бога в полной мере, но мы должны стремиться к этому, ибо зная Его законы, верующий становиться богобоязненным и высоконравственным человеком.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала


Количество показов: 2181