Габн – как завышение стоимости: халяль или харам в Исламе?

Габн – как завышение стоимости: халяль или харам в Исламе?

У многих мусульман в нынешнее время возникает вопрос о том, насколько разрешено завышение цены в исламе? Будет ли сделка купли-продажи считаться справедливой, если стоимость товара превышает себестоимость в несколько раз? Насколько мусульманин- предприниматель имеет право завышать цену? И насколько уместен торг в рыночных отношениях?

Действительно, данные вопросы имеют место быть, так как любой мусульманин – лицо Ислама, а повышение цены у людей сразу вызывает негативные ассоциации жадного или скупого человека. Однако, как нам известно, без завышения цены понятие «бизнеса» не имело бы смысла.  Мы знаем, что сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  торговал на известных рынках и был в своем деле честен. Сначала он торговал со своим дядей Абу Талибом, позже с женой Хадиджей.

Так, в исламе установились стандарты торговли, не позволяющие риба (ростовщичество), ришва (взятки) или исраф (росточительство). Однако, габн – завышение стоимости – относится к разрешенным понятиям экономики. Ас- Санхури в книге «Масадир аль- хакк» говорит: «Завышение цены, при котором не было обмана покупателя, не считается проступком в исламском законе, а также в западных законах. Исключение делается лишь в редких, ограниченных случаях».

Что же входит в эти самые «редкие и ограниченные» случаи? В суре «Обвешивающие» детально разбираются запрещенные приемы в торговле, такие как обман покупателя «лишними граммами» на весах: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (Аль- Мутаффифин, 83:1, 83:2, 83:3). Всевышний наказал всем не наживаться на чужом имуществе, что часто можно наблюдать на рынках как в прошлом истории человечества, так и в наше время. Часто, продавец с целью быстрой продажи своего товара приносит клятву Всевышним, указывая, что покупатель не найдет ничего лучше по качеству, чем его товар. Важно учесть, что торговец не имеет право клясться Аллахом во время сделок, об этом утверждает хадис: «В Судный День не будет милосердия тому, кто клятвенно убеждал купить свой товар» (Муслим), а также «Позор тем, кто направо и налево клянется Аллахом, и ремесленники, которые не держат слово и говорят «приходи позже, приходи завтра!»(Дейлеми).  Перед сделкой торговцы должны сообщать обо всех дефектах товара, не должны обманным путем продавать вещь.

Ханафиты установили следующие границы по продовольствию: при продаже валют чрезмерным становится завышение цены на более, чем 2,5 %, при продаже скота на более, чем 10%, при продаже недвижимости на более, чем 20% и при продаже товаров на более, чем 5%.  Маликиты говорят, что чрезмерным повышением является стоимость трети от цены товара или более 1/3. Шафииты и ханбалиты считают, что рамки завышения стоимости должны быть в соответствии с местными обычаями. На конкурентном же рынке торговец может завышать цену на столько, насколько он этого захочет (из книги «Фикх имущественных отношений» Рафик аль- Мисри).

 «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшим»(64:16). Сколько народов Всевышний погубил из-за их жадности? В суре «Аль- Кахф» («Пещера») описывается случай скупости, когда Всевышний наградил двух мужчин роскошными зелеными садами с фруктовыми деревьями и с финиковыми пальмами, и один из них возгордился и отказался признавать великие милости Аллаха, Который одарил его двумя садами. Урожай с садов приносил большие достатки, но человек возгордился и предал забвению Последнюю жизнь. «У него были плоды, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя»(18: 34). Он сказал, что не думает, что его сад когда- либо исчезнет, и, даже, если он исчезнет, то Всевышний обязательно даст ему лучше сад. Это показало его высокомерие и дерзость по отношению к религии. Позже Аллах ниспослал наказание, которое погубило оба сада. Действительно, во всем материальном, что есть в жизни человека, должен быть «баракат»-«благословение» от Всевышнего. Также в торговле как торговец, так и покупатель не должны забывать о бренности этой дуньи, и деньги, сэкономленные от любой сделки неверным путем не принесут «бараката» в жизнь людей.

Говоря о купле-продаже, важно упомянуть, что покупатель заранее должен ознакомиться с ценами других продавцов. Это нужно для того, чтобы не возвращать товар по случаю увиденного аналогичного продукта по низкой цене у другого торговца. Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» извещает: «Он (покупатель) допустил халатность, ведь он купил вещь, не зная ее реальной цены». Также Аль-Хаттаб в труде «Мавахиб аль-Джалиль» пишет: «Если при заключении сделки купли-продажи стороны торговались между собой, то, по единогласному мнению, заявлять о завышении стоимости уже нельзя». Мустафа Зарка в книге «Аль- Мадхаль» говорит: «Согласно ханафитскому мазхабу, накручивание цены не противоречит принципу добровольности, так что права не могут быть аннулированы из- за этого. Предпочтение отдается стабильности отношений. Но с духовной точки зрения такой поступок считается нежелательным, близким к запретному».

На примере Турции или арабских стран, можно заметить, что торг нравится как покупателям, так и продавцам. Насколько уместно просить скинуть цену со стороны покупателя? Пока не нарушаются правила этикета, он может это делать до допустимой пороговой цены, однако права торговца также необходимо уважать, ведь путем торговли он зарабатывает на жизнь себе и своей семье, а мы – братья и сестры по вере должны уважать права друг друга и помогать во всем. Ведя продовольствие разрешенным путем, мы обеспечиваем себя долгими, выстроенными на доверии отношениями с постоянными покупателями.

В религии Ислам богатство не запрещено, оно даже поощряется, так как люди в достатке могут помочь бедным людям или сиротам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  говорил: «Наступят времена, когда люди, думая только об имуществе и прибыли, не будут думать о дозволенном и запретном» (Рийадун Насихин). Нужно помнить, что на торговцах и обеспеченных людях лежит большая ответственность, ежегодно платить закят. Если человек просто занимается накоплением, от полученной прибыли не будет благословения. На каждого человека уготовлен свой «ризк»-удел человека в этом мире, и от лишних денег его «ризк» не увеличится и не убавится, так как все предначертано Всевышним.

Рафик аль-Мисри в своем труде «Фикх имущественных отношений» логически заканчивает цепь рассуждений на тему максимизации прибыли: «…как покупатель, так и продавец не могут осуждаться по Исламу за то, что стремятся максимизировать прибыль. Этот экономический термин означает стремление получить как можно больше прибыли, что ограничивает только конкуренция с другими торговцами и информация, которой владеет покупатель. Таким образом, торговец имеет право максимизировать прибыль, но без обмана, мошенничества и без сокрытия изъянов товара».

 

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 10704