Исламский портал

Взгляд на человеческую жизнь в исламской философии

Взгляд на человеческую жизнь в исламской философии






Ислам делит жизнь на две части - «ближнюю жизнь» в смысле временной жизни на земле и «жизнь последнюю» в смысле вечной жизни в загробном мире. Две эти жизни не полностью независимы друг от друга, между ними есть связь и баланс. Так же, как мы не можем говорить только о жизни до смерти, мы не можем не принимать во внимание тот факт, что мир является подготовкой к загробной жизни.

Во многих аятах Священного Корана объясняются взгляды ислама на жизнь до и после смерти и отношения между ними. Как правило, при общем подходе наша религия ищет срединный путь.

Ислам отрицает идею о том, что жизнь является конечной целью или что она полна радости, удовольствия и должна быть лишена проблем. Ислам придает жизни позитивный смысл и цель. Он не снижает ценность земной жизни по сравнению с загробной, но не фиксируется только на настоящем моменте или преходящих удовольствиях. Но при этом ислам не отвергает полностью земное и настоящее в поисках будущего рая в загробном мире.

В сура аль-Касас говорит: «А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).

Человек обретет только то, к чему он стремился, он получит награду в соответствии со своим усердием. Согласно исламскому пониманию мира, образ жизни чрезвычайно важен, потому что в земном мире человек зарабатывает припасы для вечной жизни. Земной мир имеет ценность в зависимости от образа жизни человека. В загробном мире человек найдет только то, что сделал на земле.

«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (аль-Зальзаля, 99:7-8).

Еще один вопрос, связанный с темой жизни человека, заключается в том, какова цель человеческого творения. Человек создан, чтобы служить Аллаху. Жизнь также создана Аллахом. Жизнь не вечна и не является самоцелью, это переходный этап, после которого все люди вернутся к Творцу.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарият, 51:56).

Человек – это существо, на которое возложена ответственность. Каждый несет ответственность за свои собственные дела. На даже если человек согрешил, он может покаяться и получить прощение.

«[Аллах, это Тот,] Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (аль-Мульк, 67:2).

«Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжайте Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Музаммиль, 73:20).

Согласно исламской философии, мир создан по воле Создателя и его существование поддерживается Им. Человек создан Аллахом и призван стать его наместником земле, он выбран для возделывания земли и обогащения жизни знанием и целью.

Люди должны стараться найти середину в любой ситуации, проявить свои хорошие моральные качества и поверить, что Аллах ближе к ним, «чем яремная вена» (аль-Каф, 50:16).

Если мы посмотрим на Священный Коран и хадисы, то увидим, что те, кто не ориентирован исключительно на загробную жизнь, не осуждаются. Вместе с этим, если человек увлечен одним из благ этого мира, детьми, пустым хвастовством и т.п., это может привести к отчуждению и провалу им испытания. Поэтому необходимо установить баланс – придавать ценность как земной, так и загробной жизни.

Источник: https://www.trt.net.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала