Исламский портал

Обязанности священнослужителей в наше время

Обязанности священнослужителей в наше время







Мы живем в эпоху, когда любовь отдана на откуп и валяется под ногами, милосердие отбыло по неизвестному адресу, доброта не ценится, а на первый план вышли материальные ценности, которые и определяют цену человека. Человек, перевернув все в своем внутреннем мире, уже приступил к нарушению баланса в мире внешнем, разрушению экологии. Соревнование интересов превращается в противоречие между интересами.

Разрушить легко, созидать – трудно. История видела немало разрушителей. Они рушили, ломали, делили… Но не добились ничего, кроме проклятий от потомков. Созидать так же трудно, как рыть колодец иголкой, но люди, занятые этим старались возводить, продолжать, защищать. В истории человечества их имена до сих сияют как звезды.

Исходя из этого, запрос на религию и религиозность в мире, который все более глобализируется, уменьшается и становится все более и более светским, напрямую связан с теми методами, которые используют люди, представляющие религию. Как и в наши дни, в прошлом также ценили людей, имеющим сильные ценности. Например, на воротах Гранадского университета было написано: «Мир держится на четырех основах: знаниях людей добродетельных и ученых, справедливости сильных, молитвах праведников и  геройстве смелых».

Как гласит пословица, «Не могут совершенные деяния исходить от несовершенного человека». И это означает, в том числе, что священнослужители, представляющие религию, в наши дни должны быть подготовленными во всех смыслах. Те классические обязанности, которые они исполняли, уже не отвечают потребностям общества. Наше время – это эпоха глобализации, светскости, мы живем в мире, дорвавшимся до яда быстрого доступа ко всему. Поэтому и говорить сейчас надо иные вещи. Об этом еще Мауляна писал:

Прошло время тех, кто торговал по-старинке.

У нас на прилавках новый товар.

Время пришло, наш этот стал базар [1].

Таким образом, священнослужитель должен иметь религиозное образование, постоянно обновлять свои знания, действовать с осознанием значимости своих обязанностей и ответственности, быть не источником печали, а источником надежды, держать слово, не быть одержимым комплексом неполноценности, быть самоотверженным, богобоязненным, указывать людям пути облегчения (рухсат) в религии, но самому держаться самых строгих норм (азимат), хорошо знать свою эпоху. Стремясь сказать новое слово и разрабатывая новые методы, он должен учитывать четыре следующих пункта:

1. Четко определить цель

Священнослужитель обращается к человеку. И если он четко знает, для чего живет, то придает своей жизни более глубокий смысл и более успешен в достижении своей цели.

Определяя цель, примером для нас должны быть, в первую очередь, Коран и Посланник Аллаха (с.а.в.). Есили мы обратимся к истории, то увидим, что пророки, осуществляя свой призыв,

1 – Не ждали никакого вознаграждения за свой труд,

2 – Сами были лучшим образцом того, к чему призывали,

3 – Начинали осуществлять призыв с близким к ним кругов,

4 – Мужественно встречали все трудности,

5 – Были самоотверженными,

6 – Не отдалялись от общества.

Также примером нам может служить Посланник Аллаха (с.а.в.), который когда курайшиты предложили ему власть и деньги, если он откажется от призыва, ответил: «Если в одну руку вы дадите мне луну, в другую – солнце, я не откажусь от этого дела».

2. Не только соблюдение внешней формы религии, но и верность ее сути

Религиозное служение - это профессия, которая требует особых усилий и преданности. В служении религии следует отдавать приоритет искренности, а не формализму. В наше время недостаточно, чтобы религиозные службы воспринимались бы как профессия и способ заработка, они должны стать областью, требующей профессионализма и высоких духовных качеств. Неприемлемо, когда ими занимаются люди, которые не любят это служение, не слились с ним. Ибо религиозность, не имеющая глубины, механическая вера, основанная на формализме не влияет на души [2]. Ведь религия – это искренность, а не сухие церемонии и внешние проявления. Формальная религиозность не может дать нам почувствовать истинного вкуса веры.

Священнослужитель, искренне исполняющий свои обязанности должен вселять в тех, кто пришел к нему, не страх, а надежду, не пессимизм, а оптимизм, принимать их в таком состоянии, в каком они находятся. Если он озабочен только тем, чтобы к нему приходило бы больше народа с просьбой провести маулид, прочитать Коран, совершить дуа, если он превратил это в свой источник дохода, то не может идти и речи об его положительном влияние на людей [3]. Об этом индийский суфий Абдульбари ан-Надви сказал: «Врача должен заботить не карман больного, а его здоровье и исцеление» [4]. А имам Газали пишет: «Целью священнослужителей должно быть оживление сердец и смягчение душ. Если же он озабочен тем, чтобы заслужить репутацию хорошего проповедника, это в корне не являются правильными» [5].

3. Самому быть образцовым примером.

В аятах повелевается не отделять свои слова от дел: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» (61/12), «Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшими средствами» (16/125). А Умар (р.а.) так выражал свою обеспокоенность: «В отношении мусульманской общины я больше всего боюсь людей, у которых речь ученых, а сердца невежд» [6].

Кадир Озкёсе

Источник: https://somuncubaba.net/

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

[1]  Abdülbâki Gölpınarlı¸ Mevlânâ Celâleddîn Hayatı¸ Eserleri¸ Felsefesi¸ İnkılap Kitabevi¸ İstanbul 1999¸ 5.Baskı¸ s. 177.

[2] M. Hayri Kırbaşoğlu¸ “Dini Yayıncılıkta İlmihaller ve Temel Dini Bilgiler Meselesi”¸ Türkiye I. Dini Yayınlar Kongresi¸ DİB Yayınları¸ Ankara 2004¸ s. 216.

[3] Celal Yıldırım¸ “İrşad ve İrşada Metod”¸ I. Din Şûrası Tebliğ ve Müzakereleri¸ DİB Yayınları¸ Ankara 1995¸ s. 334.

[4] Abdülbarî en-Nedvî¸ Kitap ve Sünnetin Ruhuna Göre Tasavvuf ve Hayat¸ çev. M. Ateş¸ Diyanet Vakfı Yayınları¸ Ankara 1998¸ s. 334.

[5] İmam Gazâlî¸ İhyâu Ulûmiddin¸ Ezher Matbaası¸ Kahire 1302¸ c. III¸ s. 152.

[6] Bilâl Eren¸ Güzel Sözler Antolojisi¸ Türdav¸ İstanbul 1997¸ s.37.