Исламский портал

Новые короли мира

Новые короли мира


Голливуд уже не правит миром единолично, его теснят Болливуд, турецкие и коерйские сериалы

Всего 10 лет назад, если бы у меня был Netflix, мой список для просмотра состоял бы из американских шоу, таких как Mad Men, Glee и Breaking Bad. Взгляните, что я смотрю сейчас, и вы найдете французские сериалы Call My Agent и The Hook-Up Plan, испанские драмы Elite и Money Heist, пакистанский классический Humsafar, многочисленные болливудские фильмы и турецкий эпический сериал «Воскрешение: Эртугрул».

Дело не только в том, что мои вкусы изменились и стали более зрелыми, но и в том, что блестящие американские шоу о богатых, привлекательных людях больше не кажутся такими же актуальными, как когда-то (хотя они, очевидно, все еще обладают определенной привлекательностью).

Недавно мне в руки попалась книга пакистанской писательницы Фатимы Бхутто «Новые короли мира: репортаж из Болливуда, Dizi и K-Pop», в которой она рассматривает смещение «мягкой силы» из США в такие страны, как Индия, Турция и Корея.

Американская поп-культура, как пишет она, никогда не была универсально привлекательной, но часто она была единственной или доминирующей поп-культурой в мире. Люди по всему миру стремились получить доступ к тому, что американские сериалы, такие как 90210, «Сплетница» и «Друзья» показывали им: деньги, успех, любовь. В сериалах герои получали все это с прикладыванием минимальных усилий, а изображалось это максимально привлекательно.

Когда население мира переехало из сельской местности в города, они начали искать истории, которые отражали бы их реальность. Для этого, пишет Бхутто, они обратились к Болливуду, который предлагал как бегство от жизни, так и стремление к лучшему (особенно когда болливудские фильмы 1990-х годов стали фокусироваться на индийцах, которые покинули дом, чтобы добиться успеха, часто за границей).

Для многих существует и другая причина обращения к этим историям: их консервативные чувства. Болливудские фильмы редко показывают поцелуи, а на секс только намекают. Это являет резкий контраст со многими американскими шоу, где страсть показана на экране, а не просто намеками. Болливудские фильмы получили известность в самых разных уголках мира. Бхутто пишет об их фанатах в Перу и исследует их популярность в таких странах, как Нигерия. Общим для поклонников Болливуда всего мира является их любовь к мусульманскому индийскому актеру Шахрук Хану.

Одной из самых интересных глав «Новых королей мира» является интервью Бхутто с Шахрухом Ханом. Бхутто сначала встречается с ним за кофе в отеле, а затем на следующий день сопровождает его на съемках в Дубае. Хан выглядит вдумчивым и представительным, но также немного потерянным в своей славе. Он всегда находится на публике и настолько любим,  что ему трудно жить жизнью, хоть чем-то похожей на нормальную.

После Болливуда Бхутто переходит к рассмотрению турецких сериалов – дизи. Их особенностью является то, что часто их герои современные, но не прозападные, они ведут обычную жизнь, и главная героиня - не госпожа, а прислуга.

В лагере беженцев в Бейруте Бхутто беседует с сирийскими беженцами, любящими турецкие сериалы. Одна рассказывает ей, что она следит за историями, потому что в них говорится о «любви, защите любви, защите друг друга». Другая заявляет, что ей нравится, как в этих сериалах не обращают внимания на социальное положение героев – женщина из высшего общества может влюбиться в мужчину низкого происхождения.

И именно эта мысль проходит через книгу Бхутто красной нитью: болливудские фильмы, турецкие сериалы и корейская поп-музыка (популяризируемая такими группами, как BTS) - это не только развлечения, но и сила.

Бхутто рассматривает, как то, что считается развлечением, отражает политические чаяния страны: премьер-министр Индии Нарендра Моди общается со звездами Болливуда и заручается их поддержкой, сериалы проецируют претензии Реджепа Тайипа Эрдогана на создание неоосманского султаната, Корея усиленно развивает поп-культуру как способ оправиться от повторения финансового кризиса 1997 года.

Телевидение, кино и музыка часто не воспринимаются всерьез, это считается всего лишь способом скоротать время и расслабиться, но Бхутто показывает, что эти явления далеко не так просты и их роль намного больше этого.

Развлечения имеют возможность отражать наши переживания, дают нам возможность в прошлое страны и увидеть, на что она надеется на будущее.

«Новые короли мира» - это проницательный, информативный и вызывающий взгляд на глобализацию поп-культуры, и я могла бы прочитать еще сотни страниц мыслей Бхутто.

Возможно, хорошо, что эта книга не такая длинная, поскольку, прочитав ее, я уже увеличила свой список Netflix на десятки шоу и фильмов и добавила множество новых песен в мой плейлист Spotify. Я собираюсь сделать отметку в моем списке для просмотра.

Сара Шафи

Источник: https://www.alaraby.co.uk

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала