Исламский портал

«Медресе 10 века - первые университеты современного вида» (Образование в истории ислама (часть 2)

«Медресе 10 века - первые университеты современного вида» (Образование в истории ислама (часть 2)







См.: Первые медресе исламского мира были довольно неформальными (Образование вистории ислама (часть 1)


С начала X в. н.э. в мусульманских странах дети получали образование в начальной школе, называемой мактаб. Как правило, мактабы были прикреплены к мечети, где ученые и имамы проводили занятия для детей. В них изучали арабское чтение и письмо, арифметику и исламские законы. Дети местного населения, в своем большинстве, получили образование в таких начальных школах. После завершения обучения в мактабе ученики могли или вступить в взрослую жизнь и найти себе занятие, или перейти к высшему образованию в медресе – своего рода институту в арабском мире.

Медресе обычно прикреплялись к большим мечетям. Примером могут служить университет Аль-Азхар в Каире, Египет (основан в 970 году) и  институт аль-Карауин в Фесе, Марокко (основан в 859 году). Позже многочисленные медресе были открыты в разных областях мусульманского мира великим визирем сельджукидов Низамом аль-Мульком. В медресе студенты могли получать образование в области религиозных наук, арабского языка и естественных наук, таких как медицина, математика, астрономия, история и география и многое другое. В 1100-х годах в Каире было 75 медресе, в Дамаске – 51 и в Алеппо – 44. В это время в мусульманской Испании таких медресе было сотни.

Эти медресе можно считать первыми университетами современного вида. В них были отдельные факультеты для разных предметов, где преподавали ученые, являющиеся специалистами в своих областях знаний. Студенты имели возможность выбирать индивидуальную программу обучения и проводили много лет, получая знания. Ибн Халдун отмечает, что в Марокко в свое время в медресе была учебная программа, рассчитанная на шестнадцать лет обучения. По его словам, это «кратчайшее [время], за которое ученик может получить ту специализацию, которую он желает, или может понять, что он никогда не сможет ее получить».

Когда студент заканчивал курс обучения, ему предоставлялась иджза или лицензия, подтверждающая, что он завершил эту программу и имеет право преподавать. Иджаза могла быть предоставлена как отдельным учителем, который лично подтверждал знания своего ученика, так и каким-то учреждением, таким как медресе, в знак признания того, что студент закончил курс обучения. Иджазу можно сравнить с дипломами, получаемым в современном мире по окончанию обучения в высших учебных заведениях.

Фирас аль-Хатиб

Источник: http://lostislamichistory.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

(Продолжение следует)