Исламский портал

Первые медресе исламского мира были довольно неформальными (Образование в истории ислама (часть 1)

Первые медресе исламского мира были довольно неформальными (Образование в истории ислама (часть 1)










С самой ранней эпохи ислама вопрос об образовании был для мусульман на переднем плане. Самый первый аят, ниспосланный пророку Мухаммаду (с.а.в.) гласит: «Читай». Также Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Поиск знания является обязательным для всех мусульман».  Поэтому мусульмане уделяли огромное внимание системе образования, чтобы выполнить обязательство, возложенное на них Пророком (с.а.в.).

На протяжении всей исламской истории система образования была предметом гордости мусульман, и они добились значительных успехов на этом поприще. Ими были построены большие библиотеки и учебные центры в таких городах, как Багдад, Кордова и Каир. Они создали первые начальные школы для детей и университеты для продолжения образования, и двигали вперед науку.

 

Отношение к образованию

Сегодня образование детей не ограничивается информацией и фактами, которые они должны изучать. Скорее, преподаватели учитывают эмоциональное, социальное и физическое состояние ученика в дополнение к информации, которой они должны овладеть. Средневековое исламское образование ничем не отличается в этом отношении от современного. Сирийский врач XII-го века аль-Шайзари писал о том, как следует обращаться со студентами. Он отмечал, что к ним не следует относиться грубо, не надо нагружать их работой, которая им не приносит пользы. Великий исламский ученый аль-Газали также говорил, что «запрет на игры для ребенка и постоянная его загрузка обучением заглушают его сердце, притупляет остроту ума и затрудняют ему жизнь. Таким образом, ребенок начинает искать уловки, чтобы избежать учебы в целом ». Аль-Газали считал, что вместо этого обучение учеников должно быть смешано с такими забавными мероприятиями, как кукольный театр, спорт и игры с игрушечными животными.

 

Первые школы

Ибн Халдун пишет в своей «Мукаддиме»: «Следует знать, что обучение детей Корану является символом ислама. Мусульмане практикуют такое обучение во всех своих городах, потому что оно наполняет сердца твердой верой и позволяет узнать нормы, которые выведены из аятов и хадисов».

Самые первые образовательные учреждения исламского мира были довольно неформальными. Мечети использовались как место встречи, где люди могли собираться вокруг ученого, посещать его лекции, читать книги с ним и получать знания. Некоторые из величайших ученых ислама получали образование таким образом и обучили своих учеников точно так же. Все четыре основателя мусульманских школ права - имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ибн Ханбал – обрели свои огромное знание, сидя на собраниях с другими учеными (обычно в мечетях), обсуждая и изучая исламское право.

Некоторые школы в мусульманском мире продолжают эту традицию неформального образования. В трех святых местах ислама – Масджид аль-Харам в Мекке, Масджид аль-Набави в Медине и Масджид аль-Акса в Иерусалиме - ученые регулярно сидят и читают лекции в мечетях, которые открыты для всех, кто хотел бы присоединиться и воспользоваться их знаниями. Однако со временем мусульмане начали создавать официальные учреждения, занимающиеся образованием.

(Продолжение следует)

 

Фирас аль-Хатиб

Источник: http://lostislamichistory.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала