Исламский портал

Священные реликвии ислама: волосы Посланника Аллаха (с.а.в.)

Священные реликвии ислама: волосы Посланника Аллаха (с.а.в.)








Во многих частях мира, в том числе и в России, например, в Грозном в Чечне и Булгаре в Татарстане, хранятся волосы Посланника Аллаха. Настоящие ли они? Как дошли до наших дней? Не является ли новшеством (бидат) совершать зиярат к ним?

Как сообщается в преданиях, Посланник Аллаха (с.а.в.), укорачивая свою бороду, раздавал сахабам для благодати (табаррук) срезанные волосы. Кроме этого, сахабы, очень щепетильно относящиеся ко всему тому, что исходило от Посланника Аллаха (с.а.в.), хранили волосы не только из бороды, но с его благословенной головы.

Опять же, как сообщается в некоторых преданиях, Посланник Аллаха (с.а.в.) сбривал свои волосы три раза – один раз после подписания Худайбийского договора после выхода из ихрама, во второй – совершая восполнение (када) умры, а в третий – после Прощального хаджа (1). Сбритые волосы не пропали, сахабы собрали их и с почтением хранили. Так, Анас (р.а.) передает: «Я видел, как его (т.е. Посланника Аллаха (с.а.в.) брили и разносили волосы среди его сподвижников, и ни одна волосинка не упала мимо ладоней сподвижников» (2).

Таким образом, общее число этих волос примерно совпадает с количеством известных на сегодняшний день как волосы Посланника Аллаха (с.а.в.)

 

Как дошли до наших дней эти волосы?

Что касается вопроса о том, как через четырнадцать веков до нас дошли волосы Посланника Аллаха (с.а.в.), то в турецкой энциклопедии «Шамиль» дается такой ответ:

«Вероятно, волосы Посланника Аллаха (с.а.в.) дошли до нас тремя путями:

Первый заключался в том, что сахабы, которым посчастливилось стать обладателями таких волос, прилагали самые тщательные усилия для того, чтобы сохранить их. Они передавали их своим детям, свято наставляя их по этому поводу. Таким образом, эти волосы веками передавались как священное наследие от отца к сыну, от деда к внуку.

Второй путь заключался в том, что мусульмане, жившие в более поздние века, страстно желали завладеть хотя бы одним из таких волосков. Поэтому семьи, которым удавалось получить их, понимали, что в их руках находится святая реликвия, и хранили ее самым тщательным образом.

Что касается третьего пути, то халифы со временем взяли на себя обязанность собирать и хранить волосы Посланника Аллаха (с.а.в.). В первую очередь, они опасались, что эти волосы могут потеряться, а во-вторых, они целенаправленно собирали оставшиеся от Посланника Аллаха (с.а.в.) и вызывающие интерес народа священные реликвии, такие как его мечи или одежда. На протяжении веков мусульмане Хиджаза оберегали эти вещи, являющиеся для них аманатом. Таким образом, этот аманат от праведных халифов перешел к омейадам, а от них – к аббасидам. После захвата монголами Багдада аббасидские халифы попросили убежища у мамлюков. Так священные реликвии были перевезены в Египет. Когда же Египет был завоеван 24 августа 1516 г. турецким султаном Селимом I Явузом, эти реликвии, включая и волосы Посланника Аллаха (с.а.в.) были отправлены в Стамбул. Сначала они хранились в государственной казне, но потом их перенесли в павильон Хирка Шериф. Так они дошли до наших дней. Волосы Посланника Аллаха (с.а.в.), находящиеся среди этих священных реликвий, хранящихся сейчас в музее дворца Топкапы, помещены в драгоценные шкатулки и коробки» (3).

 

Является ли новшеством (бидат) совершать зиярат к этим волосам?

Другой вопрос касается того, является или нет новшеством (бидат) совершение зиярата к этим волосам. Здесь следует сказать, что такие зияраты являются средством вспомнить Посланника Аллаха (с.а.в.), вознести ему приветствия и благословения и оживить в своем сердце любовь к нему. Поэтому к ним следует относиться именно как к средству (василя) для всего этого. Целью этого зиярата и выражения почтения являются не сами волосы, а Посланник Аллаха (с.а.в.). Поэтому если нет доказательств (далиль) о запретности этого, то люди, совершая такие зияраты, могут освежить память о Посланнике Аллаха (с.а.в.) и вознести ему приветствие и благословение.

Юсуф Сыддык

Используемые источники:

(1) Ali el-Karî, Cemu’l-vesail, I, 99.)
(2) Müslim, Fezâil, 75 (IV, 1812, h. No: 2325). (1S5) el-Heysemî, Mecmeu'z-Zevâid, III, 261.
(3) Şamil İslam Ansiklopedisi, Sakal-ı Şerif Maddesi, Hüseyin ALGÜL

Источник: http://www.resulullah.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала