Исламский портал

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 3)

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 3)














Предыдущая часть

Те места, где более всего существует потребность в выражении любви и снисходительности, это те, в которых дается религиозное воспитание и образование. В наши дни представления людей сильно искажены, и они уже не могут отличить, где правда, а где ложь. Мы живем в смутную эпоху, когда смысл одних понятий подвергся изменению, смысл других опустошен и нивелирован.

Человек, в отличие от других живых существ сотворен динамичным и способным к изменению. Он наделен разумом, речью и, что самое важное, душой, в которой заключено послание от Всевышнего. Целью образования является стереть ту интеллектуальную и духовную структуру, которая осталась в нем от прошлого и добиться чистоты как его разума, так и души. Параллели этой цели  современной педагогики мы находим в тасаввуфе с его стремлением сохранить первозданную чистоту человеческой души.

Одна из самых важных целей религиозного воспитания и образования – это сохранение в учащихся живой связи с религией и интереса, развитие способности размышлять на религиозные темы. Образование, основанное на любви и обращающееся к душе человека, удовлетворяет эту потребность. Ожидается, что человек, упорядочив те знания, которые получает через органы чувств, создаст более высокую систему знаний, будет строить отношения с другими людьми, размышлять, и, открыв тайники своей души, сможет прочитать послание Аллаха, заложенное в ней. И в поисках истины наряду с разумом, душой и органами чувств, самыми ценными помощниками для человека являются тысячелетний опыт людей прошлого, сокровищницы знаний, книги, ниспосланные Аллахом через пророков, и образцовая жизнь посланцев Всевышнего.

Процесс образования и воспитания имеет два важных элемента: это ученик и учитель. Для осуществления самого этого процесса необходимо, чтобы ученик обладал соответствующей природой, разумом, способностями и испытывал потребность в учении. И одно из его условий – это буквальное воплощение в жизнь своих обязанностей. В тасаввуфе же главное условие – это полное подчинение учителю, муршиду, потому что он, хорошо зная особенности учеников, применяет к ним и подходящие методы воспитания. Современная педагогика также ставит целью повысить эффективность образования и воспитания, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы. Муршидов же отличает хорошее знание людей/своих учеников/муридов. Образование и воспитание, даваемое ими, бывает двух видов. Первый – это открытые для всех проповеди и беседы (сухбат), на которых муршиды воспитывают общество с религиозной и нравственной точек зрения. Такие проповеди и беседы и посещаются большим количеством людей, и бывают очень действенными. Муршиды, имеющие авторитет как владеющих знаниями, просвещенных личностей, наделенных духовностью, как правило, почитаются в обществе всеми – как приверженцами тарикатов, так и обыкновенными людьми, что делает их очень влиятельными. Второй вид – это воспитание в рамках тариката, основанное на связях муршид-мюрид и начинающееся от привязанности сердца.

В качестве заключения необходимо отметить следующее. В процессе религиозного воспитания и образования формирование нравственности происходит на основе веры в Аллаха. И методы, которые используются при этом в отношении молодежи, должны иметь основой любовь, быть такими, чтобы человек, процедив их через сито своего разума, мог бы использовать их сам, достичь результата через свою личность. Суфийская литература полна материалами, которые могли бы вдохновить нашу молодежь возраста учащихся старших классов и институтов формировать любовь и духовность. Это может присутствовать как в литературном произведении, так и исторических трудах как пример какого-то героизма. Ведь тасаввуф выработал богатую литературу, которая может стать источником для любой дисциплины, позволяющей человеку познать себя – от какого-то события в истории, ритма в музыке до психологии.

Аналоги тех способностей, которые, как полагают религиозные педагоги, должны наличествовать в человеке в процессе образования и воспитания, а именно – силы воли, открытость к критике, эмоциональность и движение глубинных слоев души, в тасаввуфе следующие. Сила воли – в тасаввуфе это воспитание нафса, открытость к критике – мухасаба (самоотчет), муракаба (медитация), размышление (тафаккур), эмоциональность – милосердие и любовь, движение глубинных слоев души – высшая любовь (ашк) и джазба (влечение Богом). Таким образом, понятия, используемые в религиозном образовании и в тасаввуфе, во многом параллельны. Это означает, что обе эти области так близки, что могут обмениваться теми материалами, которые они используют для совершенствования и развития человека.

И как с точки зрения и понятий, и истории нельзя отрицать тесную связь между религией и педагогикой, так же нельзя отрицать связь между суфийской и религиозной педагогикой. Те методы, которые в тасаввуфе используются для воспитания человека, живущего в мире противоположностей, вполне подходят для того, чтобы использоваться в современной педагогике.

Вахит Гёкташ

Vahit Göktaş, Tasavvufi Terbiye’nin Günümüz Din Eğitim-Öğretimine Sunabileceği İmkânlar, Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 52:2(2011), ss. 137-155.

Источник: http://dergiler.ankara.edu.tr

Сокращенный и адаптированный перевод Гульсарии Ахметзяновой