Исламский портал

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 2)

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 2)














Начало статьи

Тасаввуф – это не только наука, но и состояния (халь) и воспитание. Поэтому ему удалось создать институты, которые оставили заметный след в жизни не только отдельных людей, но и всего общества.

Один из них – это тарикаты, целью которых было воспитывать душу человека и направить его к своему внутреннему миру, избавив от воздействий внешнего мира. Тарикаты учили, как избавиться от желаний нафса и подчинить тело духу (рух). Для осуществления этого они выработали ряд методов и основ. С этой точки зрения медресе и текке были двумя институтами, дополняющими друг друга. На протяжении истории медресе учили знанию, а текке – любви.

Одной из целей религиозного образования является воспитание личности. Так и в тасаввуфе целью пути духовного развития, именуемого сайр сулюк, является становление человека как личности. Поступки человека формируются в результате воздействия среды на те способности, которыми он наделен от рождения. Воспитание не вырабатывает что-то новое, а только развивает то, что есть. Основная функция воспитания – это развивая способности, заложенные в индивиде, превратить биологического человека в человека культурного. Так как религиозное воспитание ставит целью в процессе такого влияния привести учащегося и воспитываемого человека в определенные рамки, оно не приемлет критической мысли. Такое воспитание, делающее внушение и строго регламентирующее формы поступков, может создать индивида, который не использует свои способности.  И если он не умеет размышлять, анализировать, давать оценки, комментировать, значит, воспитание в его отношении не достигло своей цели. С этой точки зрения основанное на любви воспитание в тасаввуфе являет лучшим методом, чем устанавливающее строгие рамки воспитание религиозное.

Религиозное образование должно вносить свой вклад в развитие человека как личности, развивать его как с интеллектуальной, так и эмоциональной стороны, воспитывать его духовность. И итогом такого образования должен быть человек просвещенный, здравомыслящий, умеющий критически мыслить, сопереживающий тому мультикультурному обществу, в котором проживает, понимающий его, имеющий крепкие нравственные основы, умеющий принимать правильные с точки зрения морали решения, богатый духовно, уважающий духовную жизнь других и умеющий ценить то, что имеет. Такой индивид приближается к идеалу «хорошего человека». В этом отношении, основанное на уважении религиозное образование является одним из самых лучших педагогических методов.

Основные цели, которые сегодня должны стоять перед этим образованием, мы можем перечислить следующим образом: воспитание разума, воспитание сердца, воспитание нафса. И для осуществления ее современные системы образования должны использовать методы тасаввуфа. Знание, не ставшее сознанием, является бесплодным. И даже порождает ошибочное мировоззрение. По этой причине, религиозное образование наряду с тем, что дает знания, должно показывать и пути, превращающие это знание в сознание. Как и во всех живых существах, в человеке соединены два противоположных элемента – тело и душа, материальное и духовное. Ему дарована воля, и чтобы правильно использовать ее, он должен воспитывать свой нафс. Суфии на основе взятого из Корана понятия «повелевающая душа» - нафс аль-аммара - разработали учение об импульсивной, самой низкой стороне человеческой личности. Та часть человеческой личности, которая была обозначена Фрейдом понятием ид, во многих отношениях похоже на то, которое суфии называют нафс аль-аммара  и уже на протяжении веков используют в рамках своих методов воспитания людей. Нафс нуждается в воспитании.

Также забота о благе других, пренебрежение своими желания ради этого, самоограничение  очень важны с точки зрения будущего социальной жизни. Как и другие нравственные добродетели, альтруизм обретается человеком в результате какого-то духовного развития. А это, в свою очередь, связано с тем, что он берет пример с образца такого рода, и с воспитанием его воли. Мыслители считают альтруизм условием для развития человека с точки зрения морали и культуры, и говорят, что существует потребность в воспитании людей, которые ставят интересы других выше собственных.

Вахит Гёкташ

Vahit Göktaş, Tasavvufi Terbiye’nin Günümüz Din Eğitim-Öğretimine Sunabileceği İmkânlar, Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 52:2(2011), ss. 137-155.

(Продолжение следует)


Источник: http://dergiler.ankara.edu.tr

Сокращенный и адаптированный перевод Гульсарии Ахметзяновой