Исламский портал

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 1)

Возможности методов тасаввуфа в современном обучении в медресе (часть 1)











Понимание процесса воспитания и образования тасаввуфом было отличным, даже в некоторых моментах противоположным пониманию в когда-то распространенных медресе.

Вклад тасаввуфа в религиозное образование

Общедоступность и обучение взрослых – это одни из самых важных тем и проблем религиозного образования. Тасаввуф с этой точки зрения как и в прошлом, так и в наши дни вносит значимый вклад в религиозное просвещение. Основными методами тасаввуфа при этом выступают зикр и беседы (сухбат). Последний представляет собой тот метод, который использовал Посланник Аллаха (с.а.в.), воспитывая сахабов. Наряду с этим, такие популярные труды суфийских авторов, как «Фатх аль-Раббани» Абуд аль-Кадира Гейлани (ум. 561/1116), «Анвар аль-ашикун» Ахмада Биджана (ум. 870/1466), «Мухаммадия» Мехмеда Йазыджиоглу (ум. 857/1453), «Мактубат» Имама Раббани (ум. 1034/1624) сотнями лет читали и заучивали наизусть во всех уголках исламского мира. Эти книги вносили свой вклад в религиозное просвещение людей в тех местностях, где не было возможности и инструментов для получения полноценного исламского образования.

Хотя в тасаввуфе существуют достаточно много методов образования и воспитания, мы приведем их здесь в такой классификации:

1.           Сухбат (беседа) – служила для передачи состояния (халь) и просвещения общества

2.           Приведение притч, жизнеописаний святых и т.п. – это повествования о жизни тех людей, которые являлись образцом исламской нравственности.

3.           Создание популярных книг, понятных всем и имеющих целью поднять нравственность людей.

4.           Утверждение добродетельности в обществе обеспечивалось и самим образом жизни последователей тарикатов, их жизнью сплоченной группой людей, в повседневной жизни которых с утра до вечера предусматривалось демонстрация высокой морали (адаб).

Важную роль в распространении тасаввуфа сыграли текке, выступавшие одновременно и как центры исламского образования. Следует отметить, что суфии имели подход ко всем слоям общества.

 

Сосуществование текке и медресе с точки зрения воспитания и образования

Религиозное образование, в большинстве случаев, осуществляется на основе положительного влияния на формирование характера направляющих наставлений, повелений и запретов, норм в их совокупности. Между тем, религия представляет собой некое целое, заключающее в себе, с одной стороны, веру, а с другой – деяния, а с третьей – эмоции. Если пренебречь одной из этих составляющих, то результаты будут негативными. Эмоциональная стороны религии, вне всяких сомнений, в тасаввуфе удовлетворяется учением и взглядами, делающими акцент на любви. С этой точки зрения, то послание, которое заложено в тасаввуфе, играет завершающую роль  в религиозном образовании.

Посланник Аллаха (с.а.в.) и сообщал людям какие-то знания по религиозным вопросам, и воспитывал их, подавая личный пример. Т.е. процесс обучения и воспитания осуществлялся параллельно. Хотелось бы, чтобы и в наши дни религиозное воспитание и образование было параллельным. С этой точки зрения кажется продуктивным задействовать те методы, которые использовались для воспитания в тасаввуфе, потому что проблемы современного ислама – это проблемы не обучения, а воспитания.

Понимание процесса воспитания и образования тасаввуфом было отличным, даже в некоторых моментах противоположным пониманию в когда-то распространенных медресе. Главной темой образования в медресе была религия. А под воспитанием в медресе подразумевалось жизнь в равновесии среди желаний своего нафса. Несмотря на это, когда человек сам пытался заниматься этим, он не добивался успехов. И тасаввуф восполнял недостатки такого образования с точки зрения истины (хакикат) и просвещения (марифат). Имелась существенная разница между плодом суфийского воспитания арифом (познавшим) и плодом обучения в медресе – алимом (ученым). Алим всегда зависел от книг, он пытался найти Аллаха через знания, разум, путем размышлений.  Ариф же находил наслаждение в том, чтобы жить с Аллахом, а для постижения истин использовал метод озарения – кашф.

Целью обучения в медресе было выучивание учащимися наизусть определенного объема религиозных знаний или ознакомление с ними. Между тем, первой и самой главной целью образования – это возвращение человека к самому себе, познание себя и развитие как личности. Среди целей религиозного образования можно назвать и познание Аллаха с целью придания смыслу своему существованию человеком после того, как он познал сам себя.

Для достижения человеком совершенства наряду с знаниями, которые даются в школах и книгах, необходимы и знания, которые приносили бы удовлетворение его душе. Подобно тому, как не бывает внешнее (захир) без внутреннего (батын), а внутреннего (батын) без внешнего (захир), так и образование в медресе, которое обращено к разуму человека, могло бы много позаимствовать из методов тасаввуфа, который наряду с обращением к сердцу – второму наряду с разумом крылу человека, предусматривает и поощряет применение полученных знаний на практике.

Вахит Гёкташ

Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi, 52:2(2011), ss. 137-155.

(Продолжение следует)

 

Источник: http://dergiler.ankara.edu.tr

Сокращенный и адаптированный перевод Гульсарии Ахметзяновой