Исламский портал

Медресе при Исторической мечети Москвы: «Наша особенность – индивидуальный подход к каждому ученику»

Медресе при Исторической мечети Москвы: «Наша особенность – индивидуальный подход к каждому ученику»













Ценность знаний в исламской религии общеизвестна: сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что человек должен получать знания от колыбели до могилы. Особенно в Исламе ценятся религиозные знания, поскольку благодаря им человек может правильно исполнять свои религиозные обязанности.

Именно для того, чтобы московские мусульманки могли получать религиозные знания, при Исторической мечети Москвы уже четыре года работает женское медресе, где мусульманки Москвы могут получить знания по основам ислама и научиться читать Коран. Помогает им в этом преподавательница медресе - русская мусульманка Мадина (Надежда) Шляпина.

Мадина приняла Ислам в 2009 году, училась сначала в Махачкале в Дагестанском исламском институте (ДИУ), в прошлом (2016) году она с отличием окончила Московский исламский институт (МИУ).

По ее словам, за эти четыре года через их медресе прошло около 1000 человек. Особенностью ее медресе является то, что она занимается индивидуально с каждым учеником – занятия ведутся не в групповой форме, когда преподаватель объясняет какой-то материал всем ученикам сразу, она уделяет время каждому ученику в отдельности (которые приходят к ней по очереди, в течение целого дня). К ней также приходят и немусульмане, которые интересуются Исламом – около десяти девушек уже приняли ислам, посещая занятия в медресе.

От автора (Муслима Кобулова): Свидетелем одного такого обращения я сама стала лично во время общения с Мадиной. Русская девушка по имени Алина пришла в мечеть во время нашего разговора и сказала, что хочет принять Ислам. Мадина объяснила ей, как правильно произнести свидетельство веры (шахаду) и в чем ее смысл. Повторяя шахаду за Мадиной, Алина расплакалась от радости – как она сказала, это самый важный день в ее жизни, второй ее день рождения.

Далее Мадина вспоминает свой путь от девушки из маленького провинциального городка на юге России до преподавательницы московского медресе:

«Родом я из маленького городка под Пятигорском (это Ставропольский край). Хотя я очень любила своих маму и папу, я все равно все детство чувствовала, что мне чего-то не хватает – в духовном плане, какой-то духовной пищи. Вся религиозная жизнь у нас сводилась к тому, чтобы иногда в церкви поставить свечку за здравие или за упокой кого-то из родных. Из христианских праздников мы справляли Пасху и Рождество, но скорее, не как религиозные праздники, а как дань традиции.

Через некоторое время после окончания школы я пришла работать на автозаправку оператором, владельцем этой автозаправки был выходец из Дагестана - практикующий мусульманин и работали там тоже мусульмане. Надо сказать, что об исламе и мусульманах до этого момента я не знала абсолютного ничего: слышала только иногда из выпусков новостей, что среди них есть такие нехорошие люди, которые взрывают и убивают.

И когда коллеги по работе рассказывали, в чем заключается исламская религия, зачем нужно молиться и т.д., мне это сразу очень понравилось, я как-то потянулась к этой религии. Я почувствовала, что та самая духовная жажда, которую я чувствовала все детство, начинала потихоньку утоляться, что ислам – это то самое, что я искала всю жизнь. Я даже сначала не очень понимала этого, скорее, больше чувствовала, что это то, что мне нужно.

Буквально через пару месяцев после знакомства с мусульманами я приняла ислам. Как помню, было это первого ноября 2009 года. Был серый дождливый день, но на сердце было светло и радостно. Еще через несколько месяцев я вышла замуж за своего начальника – это очень помогло мне укрепиться в вере и найти правильный путь в исламе.

В сентябре 2010 года я поехала учиться в Махачкалу в Дагестанский исламский университет. Муж хотел, чтобы я научилась правильному совершению намаза, правильному чтению Корана, другим основам ислама. Учиться мне там было поначалу очень сложно – именно в смысле непривычной обстановки, поскольку я не только училась, но и жила в общежитии при университете. Девушки там учились, в основном, из сел, поэтому были простодушные, непосредственные – к примеру, я там была единственной русской, и на меня прибегали посмотреть, показывали пальцем («Смотри, вон русская мусульманка!»).

Как раз в то время, когда я окончила ДИУ, земляки моего мужа, живущие в Москве, передали ему, что здесь нужна преподавательница медресе, которая будет обучать женщин. В медресе при мечетях чаще преподают мужчины (обычно, имамы мечетей), из-за этого многие женщины стесняются идти к ним учиться. Поскольку мой муж работает в отделе просвещения Духовного управления Дагестана, и меня послали сюда преподавать от Духовного управления Дагестана. Когда я приехала в Москву, был 2013 год. Так что, уже четыре года как я в Москве.

По приезде в Москву я поступила в Московский исламский институт – для преподавания в московском медресе мне нужен был документ об окончании московского учебного заведения.

Моя работа на первых порах давалась мне непросто: сложен был не столько сам учебный процесс, сколько организационные моменты. Я должна организовать учебный процесс, собрать какое-то количество девушек. И вот это было самым сложным – уговорить женщин приходить ко мне, иногда приходилось прямо-таки вытаскивать их на занятия. Каждый раз перед занятием нужно было всех обзвонить, лишний раз напомнить, что завтра урок. Также к каждому человеку нужен индивидуальный подход, женщины – народ непростой, с ними нужно общаться ласково, осторожно, без резкости, чуть-чуть надавишь на кого-то, и человек обижается и сразу перестает ходить к тебе.

Индивидуальный подход к учебе был избран нами с самого начала: в медресе приходили женщины с разным уровнем знаний; за это время кто-то приходил, кто-то уходил – мы не набираем учеников конкретно к такому-то сроку, человек может начать обучение в любой день. Поэтому получилось, что необходимо заниматься с каждым человеком индивидуально. Как это достигается практически – каждый день я прихожу в мечеть к определенному времени. Та женщина, которая хочет прийти сегодня заниматься, обычно предупреждает заранее, так что я говорю, в какое время лучше прийти, чтобы ей не пришлось долго ждать (хотя если учеников много, конечно, приходится ждать своей очереди около часа). На каждого ученика уходит примерно 15-20 минут. Иногда получается, что собирается какое-то количество учениц примерно одного уровня знаний, тогда я объясняю им всем какое-то правило одновременно. В день ко мне приходит около 10-15 человек. В выходные дни больше, может прийти и 20, и 25. Вообще за эти годы у меня было, наверное, около 1000 учеников – мой телефон за эти годы пополнился больше, чем на 800 контактов (не считая людей, которые приходили один или два раза, таких я не записывала даже).

Преподавала в медресе сначала я одна, но потом мне прислали несколько девушек в помощь – вот сейчас со мной вместе работает еще одна девушка, которая недавно закончила исламский институт. Несколько активных учениц, которые сильно продвинулись в знаниях за эти годы, помогают мне заниматься с новенькими. Если учеников приходит много, то я прошу их помочь мне, чтобы людям не пришлось долго ждать урока.

В медресе мы обучаем основам религии – основам вероучения, совершению омовения, намаза, чтению Корана (таджвид). Вначале были планы, что я буду обучать еще более сложным предметам – основам арабской грамматики, допустим, но оказалось, что столько людей нуждается в самых элементарных знаниях, что обучать чему-то более сложному уже нет времени. Тем более, в Москве есть исламский колледж и исламский институт, где можно продолжить учебу после медресе.

Для многих женщин наше медресе является не только учебным заведением, но и своеобразным местом для общения, таким женским клубом, где можно пообщаться с другими женщинами, обсудить какие-то свои проблемы, чем-то поделиться. В перерыве между занятиями и после уроков мы пьем чай, общаемся, справляем вместе праздники. Со многими постоянными ученицами мы за эти годы подружились, так что общаемся уже помимо учебного времени.

Работа у меня, как я уже сказала, непростая, но я люблю ее, поскольку я помогаю людям в приобретении необходимых им знаний по религии для исполнения их религиозных обязанностей. Я чувствую, что нужна людям – так приятно видеть, что человек, который пришел к тебе, не зная практически ничего, через несколько месяцев уже читает Коран, знает, как совершать намаз и т.д.».

По окончании беседы мы поблагодарили Мадину за интересный рассказ, пожелали ей и ее ученицам успехов в учебе.

Муслима (Анна) Кобулова