Исламский портал

УСТАЗ АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ: "Братство в исламе"

Устаз Ахмад Абу Яхья аль - Ханафи поведал нам о важности доброго и искреннего отношения к другим людям. Рассказал, что подразумевает собой братство в исламе, при каких условиях можно объединяться, и как достичь взаимопонимания в современных реалиях жизни

О братстве, о взаимопонимании, о взаимоотношениях между мусульманами очень много говорится в священном Коране. Всевышний Аллах сказал «Поистине верующие – братья».

Кроме того, в 103 аяте суры «Аль – Имран» («Семейство Имарана») говорится: «О верующие, держитесь вы все крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь,  помните о милости Аллаха к вам, о той милости, которую Аллах вам оказал. Вы были врагами, и Аллах сплотил вас, ваши сердца, и вы стали по его милости братьями. Вы были на краю пропасти ада, и Аллаха спас вас от этого». Таким образом, Аллах объясняет вам свои знамения, чтобы вы пошли верным путем.

Аллах сказал:  «Держитесь вы все, о верующие, за религию Аллаха». В данном аяте употреблено слово «веревка» (канат),  это толкование передается от сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн Габбаса (да будет доволен им Аллах им и его отцом), что веревка обозначает религию Аллаха –  «Держитесь, все религии Аллаха и не разделяйтесь. Держись крепко за книгу Аллаха, за сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не разделяйтесь, подобно тому, как разделились общины до вас. Помните о милости Аллаха к вам, когда вы были врагами, когда Аллах сплотил вас.

Это обращение адресовано к арабам. Арабы до ислама враждовали друг с другом. Вряд ли на земле были люди, настолько гордые, кичливые и агрессивные по отношении  друг к другу, чем они. Война между арабскими племенами вспыхивала по любому малейшему поводу.  Порой войны длились годами, десятилетиями.

Но в комментариях к Корану говорится, что конкретно этот аят был ниспослан о двух Мединских арабских племенах, которые жили в Медине, куда переселись мусульмане во главе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это племена Аус и Хазрадж, между которыми была долгая кровопролитная война, которая то затихала, то разгоралась. Несколько лет племена находились в состоянии войны.

В другом аяте Всевышний Аллах  сказал:  «Аллах укрепил тебя, о Мухаммад, своей поддержкой и верующими, Он соединил их сердца». –  Если бы ты, Мухаммад, потратил все блага, все самое ценное, что существует на земле, на то, чтоб их объединить, ты не смог это сделать.

Это чудо Аллаха, знамение истинности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его призыва к религии ислам, что именно  таким образом, племена, которые были гордыми, воинственными, были объедены с приходом ислама.

Дальше Аллах в этом аяте говорит: «Раньше вы были на краю огненной пропасти, и Он спас вас от нее». Если бы не ислам, если бы они все оставались язычниками, то могли бы попасть в ад, но Всевышний, по своей милости,  дал им Пророка и надежду на вечное счастье в раю.  Поэтому Аллах и объясняет свои знамения, чтобы мы пошли верным путем и обрели счастье  в обоих мирах.

Взаимопонимание и братство для мусульман возможно только на основе ислама. Ни какие другие ценности не гарантируют  такой крепкой связи, которые существуют между мусульманами на основе ислама.

Аят  10 сура «Аль–Худжурат» («Комнаты»): «По истине, верующие - братья, так мерите же их и бойтесь Аллаха, проявляйте богобоязненность, чтобы получить Его милость». –  Всевышний  здесь, как часто бывает в Коране, выстраивает вещи в определенной последовательности и зависимости. Он нам говорит: «Вы, верующие – братья», поскольку вы братья, вы должны достигать мира и примирения, вы должны находить  общий язык и контакт между собой. Поэтому Аллах говорит: «Мерите братьев» – он указывает на причину, почему мы должны поддерживать мир и согласие, потому что мы братья.

Поскольку Аллах установил для нас узы братства, нужно сохранять и выполнять их, и тогда мы получим милость Аллаха. Если мы будем их нарушать, разрывать мы получим гнев Аллаха.

К сожалению, на деле мы можем наблюдать, что мусульмане, конечно же, свое братство растеряли. 20-ый век был очень тяжелым временем для мусульман. Говоря современным языком – мусульмане достигли определенного дна. Было упразднено государство, которое объединяло всех мусульман. Появились такие проблемы как: атеизм, национализм и т.п.

Если мы сейчас будем в книгах по сире или в книгах по истории ислама читать описания общества арабов ждахилии, то мы найдем практически ту же самую картину, которую мы сейчас видим в арабском мире. Хорошая новость, наверное, состоит в том, что если дно достигнуто, то дальше двигаться не куда кроме как наверх, возможно все самое плохое уже позади и нас ожидает что-то прекрасное.

Соответственно, мы понимаем, что вот эта ситуация плачевная, что наше исламское общество стало похоже на то общество, которое было у арабов во времена джахимлии, как это описывается в Коране. Восстановление братства возможно только путем возвращения к  соблюдению ислама во всех аспектах, и в основании их объединиться. Ничто не даст нам, как Аллах сказал, такого объединения, которое существует в религии.

 На сегодняшний день, остро стоит проблема национализма. Конечно, нужно сохранять национальную культуру, самобытность, идентичность,  обычаи, которые не противоречат исламу, их необходимо даже передавать следующим поколениям. Но главная проблема национализма кроется в том, что когда один народ начинает считать себя выше или начинает предпочитать общение и отношение на основании принадлежности к своему народу. Этого не будет если мы вспомним о нашем главном объединяющем факторе – религии.

Могут ли мусульмане объединяться?

Да, могут, но вокруг чего наступает объединение?  Объединение не означает, что мы откажемся от каких-то своих взглядов и ценностей, на которых мы стоим ради этой абстрактной идеи объединения.  Единство возможно только вокруг наших убеждений, потому что мы мусульмане, которые разделяют те же убеждения, которые были у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Мы остались на месте. Все люди, которые с нами не согласны, должны сами вернуться и отказаться от тех идей, на основании которых от нас откололись.

Об этом говорится в известнейшем хадисе о 73 течениях. Пророк (мир ему и благословение Аллах)  сказал: «Иудеи разделится на 71 течение, христиане на 72, а мусульмане разделяться на 73течения. И когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Какое течение – есть истина?», то он сказал, что ее основой должно быть мои вероубеждения и моих сподвижников. С одной стороны Аллах нам велит объединяться, держать за его религию и не разделяться. Но, несмотря на то, что Пророк ( мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас о разделении, это не значит, что это нормально и так должно быть. Мы все равно должны объединяться вокруг религии.

Как достичь взаимопонимания в повседневной жизни?

Прежде всего, необходимо изучать нашу религию. Далее, нужно  осознанно относиться к тому, что делаешь или говоришь, то есть следить за своим поведением. Значительная часть проблем мусульман и людей в целом заключается  в том, что они живут и действуют на автомате. В таком состоянии человек будет совершать грехи, запретные  действия и говорить какие-то губительные слова.  

Завет осознанности передан нам от наших праведных предков. Про некоторых ученых говорится, что они даже количество слов подчитывали от пятницы до пятницы, они вспоминали и записывали все слова, которые произнесли и анализировали, не сказали ли они что-то лишнее, не оскорбили ли они кого-то, не нужно ли за что-то покается. Вот эта высочайшая форма осознанности. Что бы исправится, нам нужно понять, в какую сторону нам двигаться и изучать теорию. И уже потом воспитывать в себе эту осознанность, следить за тем, что делаешь или говоришь. После этого нужно внедрять на практике те нормы и этические ценности ислама, которые мы изучили путем борьбы со своим нафсом.

Также может помочь изучение психологии. В определенной литературе мы можем ознакомиться с полезными советами, которые помогают людям укреплять взаимопонимание. Психологи определяют взаимопонимание как готовность услышать и понять друг друга. Взаимопонимание  основано на сходстве и благожелательности.  Даже сама идея объединения вокруг ислама заключается в понимании современных психологов.

Согласно исламу, есть разные категории людей. С какими-то людьми нам приходиться общаться, даже если это тяжело. Ислам определяет каждому права и обязанности, поэтому даже если вы и не хотите поддерживать с ними отношение, вам приходиться их делать.

Психологи предлагают в общении с людьми стараться не касаться вопросов, в которых могут возникнуть разногласия. Универсальный совет для всех мусульман – соблюдать этику общения.

Развитый умный человек он всегда найдет способ контактировать с кем угодно, не унижаясь и не унижая своего собеседника.

 

Материал подготовила: Эльвира Маликова