Баязитов, Гатаулла (1847-1911)
Баязитов, Гатаулла (1847-1911)
В конце XVIII – начале XIX века в татарском обществе произошли кардинальные изменения. Они были обусловлены различными причинами. Это и социально-экономическая ситуация, связанная со становлением новых экономических отношений, и формирование социальной структуры, отражающей новые тенденции. Эти изменения коснулись и духовно-политической сферы. В этой области обновления были обусловлены не только социально-экономическими факторами. Дело в том, что вторая половина XVIII века в России характеризуется широкомасштабными выступлениями народных масс, в том числе национально-освободительными движениями многих угнетенных народов, которые требовали изменения существующего строя. В этих выступлениях самое активное участие принимали и татары, которые не только поднимали экономические вопросы, но и требовали решения своих национальных проблем. Под давлением народных масс царизм был вынужден внести определенные коррективы в свою национальную политику, пойти на некоторые уступки. В частности, в 1789 году Екатерина II своим указом образовала Духовное управление мусульман России, тем самым официально было признано наличие мусульманской общины. Мусульманам также разрешили строительство мечетей, что сразу же было ими использовано для открытия мектебе и медресе, и уже ко второй половине XIX века татары гшели свою независимую систему народного образования. А это, в свою очередь, дало возможность удовлетворить духовные потребности народа, которые царизмом игнорировались в течение двух веков. В обществе шло постепенное формирование национальной интеллигенции. Ее становление происходило в условиях отсутствия государственности и светских учебных заведений, поэтому, обучаясь в татарских, среднеазиатских медресе, в учебных заведениях стран мусульманского Востока, они получали богословское образование. Тем не менее представители татарской интеллигенции активно включались в решение практически всех жизненно важных проблем своего народа. Они поднимали народное образование, развивали художественную культуру, писали богословские труды и философские трактаты, добивались разрешения на выпуск газет и журналов — словом, развивали духовную культуру татарского народа, формировали его национальное самосознание.
Развитие татарской духовной культуры конца XVIII — начала XIX века связывают в основном с именами таких известных ее представителей, как А. Курсави, Г. Утыз-Имяни, К. Насыри, X. Фаизханов, HL Марджани и др. Этот список сегодня необходимо дополнить именами тех, кто в годы советской власти из идеологических соображений на долгие годы был вычеркнут из истории своего народа. Среди них, безусловно, в первую очередь нужно назвать имя Гатауллы Баязи-това, высокообразованного интеллигента, богослова, общественного деятеля, публициста и издателя.
Гатаулла (Атаулла) Баязитов родился в 1847 году в д. Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад д. Чутай, недалеко от г. Касимова. Через несколько лет он решил продолжить образование в одном из известных учебных заведений Заказанья — медресе д. Кшкар (ныне Атнинский район РТ). Приезд Гатауллы в этот район, в духовный центр татар, конечно, не случаен. Здесь находились многие знаменитые татарские медресе. А медресе д. Кшкар считалось одним из старейших учебных заведений со своими устоявшимися педагогическими традициями. Правда, это учебное заведение было известно, в первую очередь, как один из основных центров традиционных (кадимистских) методов обучения. Возможно, годы обучения и преподавания в этом медресе, хотя и непродолжительные, сыграли заметную роль в формировании мировоззрения Г. Баязитова. Он, будучи известным общественным и религиозным деятелем, не сумел до конца осознать сущность джадидизма и его прогрессивную роль для системы народного образования татар и других мусульманских народов. Но при этом нужно отметить, что он никогда не был сторонником традиционного кадимизма. Более того, он стал одним из известных представителей религиозного реформаторства у татар в XIX веке. Можно сказать, что Г. Баязитов является одним из мыслителей, который в своей практической и научной деятельности довольно ярко показал противоречивость своей эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.
Вернувшись в д. Чутай, Гатаулла продолжает свою преподавательскую деятельность. Его назначают учителем логики и философии. Но проработал он недолго. В 1871 году Г. Баязитов получает приглашение из Петербурга возглавить Второй мусульманский приход. Он согласился, хотя и понимал, что в столице практически нет условий для удовлетворения религиозных потребностей мусульман. В Петербурге не было ни одной мечети. Официально существовало три мусульманских прихода, служба проводилась в специально нанимаемых помещениях, называемых молельней.
В Петербурге Г. Баязитов активно включается в общественную жизнь столицы. Изучает русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Вскоре он получает должность военного ахуна. Дело в том, что в войсках гвардии петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота постоянно служили представители мусульманских народов. Служили они также в Крымско-татарском эскадроне, в собственном конвое Его Величества. Отдельный гвардейский корпус в Петербурге с начала XIX века комплектовался солдатами и офицерами, исповедовавшими мусульманскую религию. Привлекая их к службе в гвардии, российский генералитет учитывал особые данные, присущие представителям этой конфессии: трезвость, честность, трудолюбие. В гвардии неукоснительно поддерживался принцип веротерпимости. Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Балтийском флоте в штатах предусматривались вакансии священнослужителей— муэдзинов, мулл и «ахуна гвардии». Претендент на занятие должности ахуна предварительно, до утверждения, обязан был получить рекомендацию от«Общества лейбгвардии офицеров, исповедующих мусульманство». Затем следовали выборы. То, что выбор пал именно на Г. Баязитова, свидетельствует о его высоком авторитете среди мусульман Петербурга.
Одновременно Г. Баязитов состоял драгоманом (переводчиком) при Министерстве иностранных дел, преподавателем тюркских языков в учебном отделе восточных языков Азиатского департамента, преподавателем основ ислама в разных учебных заведениях Петербурга, в том числе и в Пажском корпусе Его Величества. Г. Баязитов был вхож в высшие круги имперской администрации, был лично знаком с председателем Совета Министров П. А. Столыпиным и др.
Петербургский период жизни Г. Баязитова свидетельствует о том, что он отчетливо осознавал необходимость разносторонней деятельности мусульманской интеллигенции. Это было необходимо для создания хотя бы минимальных условий удовлетворения духовных потребностей мусульман. Одну из основных задач в этом направлении он видел в создании национальной периодической печати. Известно, что татарская интеллигенция уже с начала XIX века поднимала эту проблему, но не добилась разрешения на издание газет и журналов. Г. Баязитов в 80-е годы XIX века обращается за разрешением издать газету «Хэфтэ» («Неделя») на татарском и русском языках. После получения отказа он пытается организовать выпуск и других газет. Но и эти просьбы оставались без ответа. Только в 1905 году, получив разрешение на издание газеты «Hyp», он становится учредителем и редактором первой газеты на татарском языке.
Хотя Г. Баязитов имел небольшой опыт педагогической деятельности в татарских медресе, потребности и нужды их он знал изнутри. Наиболее остро стояла проблема учебников. Татарские медресе в качестве учебных пособий в основном пользовались традиционной религиозной литературой. Но татарские педагоги и ученые всегда стремились создавать свои оригинальные учебные пособия. После появления джади-дистских медресе необходимость учебников, написанных по новым методикам, учитывающим новые реалии, стала насущной потребностью. В 1883 году Баязитов пишет учебное пособие «Дин вэ магышат» («Религия и жизнь»). По мнению ученых, эта книга является одним из первых светских учебных пособий по литературе.
Для сплочения мусульман столицы, безусловно, был необходим единый духовный центр. В столице к этому времени давно назрела необходимость строительства соборной мечети. К середине XIX века в Петербурге, не считая других мусульман, проживало около 3 тысяч татар. В 1881 году Г. Ваязитов от имени мусульманской общины обратился к властям за разрешением на строительство мечети* В 1882 году муфтий Духовного управления мусульман России Тевкелев официально подтвердил эту просьбу и обратился к министру внутренних дел графу Толстому и получил принципиальное согласие. Однако, несмотря на неоднократные обращения Духовного управления и петербургских мусульман, министерство лишь в 1906 году разрешило учредить особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств на строительство мечети. Г. Баязитов возглавлял комитет. Только в феврале 1910 года состоялся торжественный акт закладки Петербургской кафедральной соборной мечети. Выступая на торжестве по этому поводу, Баязитов говорил: «Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуры и красой города. Но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, но и надо молить Аллаха, чтобы мечеть эта воспроизводила нас в духовно-нравственной красоте».
Широкую известность Г. Баязитову принесли труды, написанные им в 80—90-е годы XIX века. Это были первые серьезные исследования по исламу, опубликованные на русском языке. Книги получили широкий отклик не только в России, но и за ее пределами. Они появились и в переводах на турецком и французском языках. Первой книгой, вызвавшей большой интерес в России и за рубежом, стала его книга «Возражение на речь Эрнста Ренана» («Ислам и наука»), изданная в Петербурге в 1883 году. Она была направлена против основных идей известного ученого Э. Ренана, который доказывал, что ислам и наука, ислам и рациональное знание не совместимы. Причину он видел в закрытости ислама и его нетерпимости к инакомыслию. Г. Баязитов доказывал, что ислам «в основных своих положениях... не противоречит логике здравого мышления и не боится ответа науки». Он критиковал Э. Ренана за отсутствие серьезной научной методологии в исследовании ислама и, самое главное, за незнание религиозной догматики мусульман. Он убедительно доказывал, что «нет религии, которая бы стояла так близко к жизни, как ислам. В учении ислама... мы находим много указаний на поощрение к пополнению знаний и приобретению полезных сведений. Знание есть жизнь ислама».
Появившаяся в 1887 году книга Баязитова «Отношение ислама к науке и иноверцам» дальше развивает эти мысли. Красной нитью через всю книгу проходит идея веротерпимости ислама, его цивилизованное отношение к иноверцам. Г. Баязитов утверждает, что веротерпимость является одним из основополагающих принципов ислама, а не является приспособлением к новым веяниям времени и европейской цивилизации. Мусульманская цивилизация в любой период своей истории, даже тогда, когда Западная Европа еще не доросла до понимания смысла и значения для своих судеб этого принципа, во взаимоотношениях с другими народами всегда придерживалась гуманистических норм веротерпимости.
В 1898 году появилась книга «Ислам и прогресс», в которой Г. Баязитов как бы обобщает свои идеи по проблеме места ислама в мировом пространстве. Он еще раз убедительно доказал, что ислам не является чужеродным телом для современной цивилизации. Запад, по мнению Г. Баязитова, оценивает мусульманский мир по своим меркам. Не обнаружив в нем привычных и стандартных для Европы явлений, он отвергает его, считая ислам явлением консервативным, сдерживающим общественный прогресс на Востоке. В трудах Г. Баязитова методологически верно определены пути анализа ислама и место его в жизни мусульманского общества и в целом мировой цивилизации.
Г. Баязитов своей практической и научной деятельностью заложил основы совершенно нового направления в татарской общественной мысли. Проблемы духовной жизни он рассматривал не только исходя из внутренних потребностей татарского общества, но и в контексте событий, происходивших во всей России. Если татарские ученые XIX века свои труды писали в основном на арабском языке, и они были известны только среди татар и на мусульманском Востоке, то Г. Баязитову было небезразлично отношение иноверцев к исламу. Он пытается изменить общественное мнение российского общества об исламе. Его общественно-просветительская деятельность была принципиально новой для своего времени. Труды Г. Баязитова действительно для многих были откровением. Практически впервые из уст российского мусульманина они услышали убедительные суждения о сущности ислама. Г. Баязитов, продолжая традиции татарского религиозного реформаторства, нашел в нем свою неповторимую нишу.
(Р.Мухаметшин)