Акчура, Юсуф (1876 1935)
Акчура, Юсуф (1876 1935)
Юсуф Акчура известный татарский общественно-политический деятель, ученый, один из основоположников политического тюркизма, чей вклад в формирование татарской и турецкой наций был огромен.
Ю. Акчура выходец из известного татарского рода, предки которого когда-то переселились из Крыма в Казань. По устному преданию известно, что один из предков Ю. Акчуры, князь Адаш, был близким другом русского царя Ивана IV.
Ю. Акчура родился в 1876 году, предположительно в г. Симбирске. Через 2 года неожиданно умирает его отец. А в 1882 году во время поездки в Казань сани, в которых ехала мать, опрокинулись, и она получила нервное потрясение. С тех пор она часто болела, дела по управлению фабриками ослабли, появились долги, кредиторы угрожали судом. Врачи советовали матери жить в теплом климате. Все это привело к тому, что Ю. Акчура и его мать (остальные дети умерли в детском возрасте) в 1883 году уехали сначала в Ставрополь, а оттуда в Стамбул.
В 1883 1886 годах мальчик учился в начальной школе, а с 1886 по 1892 год в средней школе.
В этом путешествии юноша вел дневник, наблюдал жизнь разных тюркских народов, отмечая их зависимое положение в России. Эти впечатления, несомненно, расширили его представления о тюркском мире и его судьбе. Во время учебы в военном училище (1892 1896) Юсуф еще несколько раз посещал родные края, где познакомился с Каюмом Насыри, Галимджаном Баруди, генералом Шамилем сыном вождя горцев шейха Шамиля. В первую поездку в Казань Юсуф, кроме прогулок и посещения театра, брал уроки французского, османской истории и каллиграфии у Захида Шамиль-бея, внука знаменитого шейха Шамиля, и уроки русского языка. Во время своих путешествий Ю. Акчура часто останавливался в Крыму, в Бахчисарае у И. Гаспринского, который был женат на одной из родственниц Юсуфа.
В 1897 году Акчура был арестован за свои взгляды, и по решению султана его вместе с другими 84 осужденными отправляют в пожизненную ссылку в г. Триполи (Ливия).
Благодаря переговорам младотурок с султаном Абдул-хамидом II все осужденные были переведены из тюрьмы на вольное поселение, в том числе и Ю. Акчура. Ему было возвращено звание, какое-то время он работал писарем в штабе округа и учителем в разных местах Ливии. Воспользовавшись таким положением, он, при помощи одного майора, со своими друзьями Ахмедом, Фаридом и Зюхтю на лодке уплыл в Тунис, а оттуда перебрался в Париж.
В 1899 1903 годах Ю. Акчура учится в свободной Школе политических наук и одновременно посещает лекции Высшей школы прикладных наук Сорбоннского университета.
В Париже он изучал политические науки, философию, социологию, историю и филологию. В Школе политических наук слушал лекции таких известных ученых, как А. Сорель, Э. Бутми, А. Лерой Болье, Т. Ф. Брентано, Рено, а в Школе прикладных наук Сорбоннского университета учился у Дюрк-гейма, Леви-Брюля, Тарда и др.
Можно сказать, что эта внешне неприметная, но очень авторитетная школа на парижской улице Сэн Гийом была источником тех политических и социальных идей, от которых до Востока долетали лишь жалкие крохи, поэтому тюркские студенты жадно впитывали идеи, бившие из этого родника.
В 1903 году Ю. Акчура заканчивает учебу и получает 3-ю премию выпускного курса. Его дипломная диссертация называлась "Исследование по истории государственных институтов Османской империи".
В вводной части диссертации даются краткие сведения о том, что государственные институты Османского государства базировались на исламском и тюркском праве. В основной части раскрываются главные особенности истории османских учреждений, разбитых автором на 2 категории под условными названиями "учреждения старого режима" и "учреждения нового режима". В заключительной части автор предлагает свои рекомендации по улучшению и совершенствованию государственных институтов с целью предотвращения развала Османской империи. Проблему улучшения структуры государства автор предлагает рассматривать с нескольких позиций, а именно: а) с позиций интересов одного отдельно взятого народа империи, б) с позиций интересов различных народов, в) с позиций интересов султана и людей, стоящих у власти, г) с позиций интересов государства.
Ю. Акчура пишет о том, что если отдельным народам не дать автономии, то они добьются полной независимости с помощью оружия и тогда окончательно отделятся от империи. В заключение автор приходит к мысли, что для сохранения Османского государства в существующих границах оно должно превратиться в государство федерального типа.
Помимо учебы Ю. Акчуру интересовала и общественно-политическая жизнь того времени. Он установил тесную связь с движением младотурок, представители которого жили в эмиграции в Париже.
Говоря о парижском периоде жизни Ю. Акчуры, следует рассказать об одном важном событии. Дело в том, что в 1902 году в Париж из Казани приезжает Садри Максуди (1878 1957). Он поступает на юридический факультет Сор-боннского университета, знакомится с Ю. Акчурой, и с тех пор они становятся друзьями и единомышленниками на всю жизнь.
Этот юбилей, действительно, оказался торжественным и многолюдным.
"Это торжество стало, по сути, первым съездом российских тюрок. На этом собрании представители тюркской интеллигенции, прибывшие из разных регионов России, впервые говорили о национальных проблемах, общих для всех российских тюрок, о путях сохранения национальной культуры, а также о мерах, которые нужно предпринять против политики русификации, проводимой царскими властями. Это было большое событие в истории национального пробуждения российских тюрок... С этого юбилея фактически начинается период организованной борьбы российских тюрок за сохранение своих народов".
В 1904 году, живя в родовой деревне Зиябашы под Симбирском, Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу "Три вида политики", которая в том же году выходит на страницах каирской газеты "Тюрок". Эта работа носила теоретический и программный характер и получила большой резонанс в тюркском мире.
Затем эта работа издавалась в Стамбуле (1912), два раза в Анкаре (1976, 1987).
Статья состоит из 3-х частей. Краткое введение начинается следующими словами: "Я считаю, что в османских провинциях, с тех пор как там, благодаря заимствованию плодов западной цивилизации, пробудились желания встать на путь мощи и прогресса, выявились и проводились три опреде ленных направления в политике: 1-е направление ассимилируя и объединяя нации, подчиненные османскому правительству, создать некую османскую нацию; 2-е направление используя то, что правители Османского государства обладают правами халифа, политически объединить всех мусульман под правлением османского правительства (то, что европейцы называют "панисламизмом" ; 3-е направление формирование политической тюркской нации, опирающейся на этнический фактор".
После этого тезисного изложения содержания всей статьи автор в 1-й ее части подробно характеризует каждое из трех направлений в политике. О тюркском направлении он пишет следующее: "Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой. Я не думаю, чтобы подобная идея существовала как в истории Османского государства, так и в истории других тюркских государств... Правда и то, что в Стамбуле недавно сформировалось некое общество больше научного, нежели политического характера, желающее создать тюркскую нацию... Такие уважаемые авторы тюркских стихов, как Шамсетдин Сами, Наджип Асым (Мехмед Эмин), Велед Челеби и Хасан Тахсин, являлись видными членами этого общества. А газета "Икдам" была печатным органом, который в определенной мере способствовал распространению их идей... Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрок, идея их объединения существует в очень размытой форме. Совсем недавно возникшая "Волжская литература" является больше тюркской, чем мусульманской. Если бы не было гнета извне, эта идея легко развивалась бы в более благоприятствующей среде, чем османские провинции, а именно: в Туркестане и бассейнах рек Яика (Урала) и Волги, наиболее густо заселенных тюрками.
Что бы там ни было, идея создания некой политической нации, опирающейся на этнический принцип, пока еще очень нова и очень слабо распространена.
Автор отмечает также трудности и препятствия, особенно внешнего характера, которые могут ожидать политику "тюркского единства": "Что же касается внешних препятствий, то, в сравнении с подобными же препятствиями в политике исламизма, их немного меньше, потому что из христианских государств только у одного, а именно у России, есть мусульманские подданные тюркского происхождения. Поэтому, исходя из необходимости защиты своих интересов, только это государство будет стараться препятствовать объединению тюрок. Что касается других христианских государств, то, возможно, некоторые из них даже поддержат политику "тюркского единства" из-за того, что она наносит ущерб интересам России".
Один из европейских исследователей, Зареванд, писал, что "эта статья является для пантюркистов тем же, чем для марксистов был "Коммунистический манифест" К.Маркса". Такой же мысли придерживается и американский писатель Чарльз Уоррэн.
Очень интересна мысль французского исследователя Франсуа Жоржона о значимости этой статьи. Он пишет: "Своеобразие работы заключается в том, что в эпицентре тюр-кистского проекта Ю. Акчуры находится Османское государство. Таким образом, эта статья как бы синтезировала в себе стремление российских тюрок к единству со стараниями османцев защитить свое государство. Иными словами, в этой работе Ю. Акчура старался сочетать тюркистские устремления татарской буржуазии с мыслью о защите Османского государства, которая была пробным камнем младотурецкой идеологии".
Затем Ю. Акчура приезжает в Казань и начинает преподавать историю и географию в медресе "Мухаммадия". Он активно способствовал становлению реформаторского движения среди шакирдов. На базе прочитанных в этом медресе лекций он издал несколько книг. С осени 1905 года в Казани начинает выходить первая татарская газета "Казан мухби-ре" ("Казанский вестник"), издателем которой был присяжный поверенный Саид-Гирей Алкин, а редактором Юсуф Акчура (вместе с Б. Шарафом).
Но в России Ю. Акчура не сумел развернуть свою политическую деятельность. Пытаясь помешать его избранию в I Государственную думу, под надуманным предлогом царские власти его арестовали. В 1908 году, стараясь избежать преследования со стороны царских властей и пользуясь тем, что в Турции в том же году была провозглашена конституция, несколько ограничивающая власть султана, и объявлены определенные свободы, Ю. Акчура уезжает в Стамбул.
В 1915 1916 годах он в составе государственной делегации для выполнения правительственных поручений, связанных с защитой прав тюркских народов России, побывал в Австро-Венгрии, Германии и Швейцарии. Будучи в июле-августе 1916 года в швейцарском городе Цюрихе, Ю. Акчура встретился и в течение 4 часов беседовал с В. И. Лениным. На вопрос Ю. Акчуры о том, как большевики, в случае их прихода к власти, будут относиться к национальному вопросу, В. И. Ленин ответил: "Те права, которые вы требуете, вы получите с лихвой, если мы перейдем на принцип местного самоуправления ".
Последний период жизни Ю. Акчуры (1919 1935) относится к годам Кемалистской революции, освободительной войны и республиканского правления в Турции.
В 1931 году под руководством Ататюрка он участвует в создании Турецкого исторического общества, избирается его председателем. А в 1932 году по поручению президента он руководит работой I Турецкого исторического конгресса.
Его женой была Сельма-ханум. У них в 1924 году родилась дочь Улькен, которая сейчас живет в Стамбуле, в 1927 году родился сын Тугрул, умер в 1984 году. Ю. Акчура умер 11 марта 1935 года в Стамбуле. Его имя носит одна из центральных улиц Анкары, столицы Турции.
(Мухаметдинов Р.)