Ф. Бектемиров. Ислам в Оренбужье: вчера и сегодня
Ф. Бектемиров. Ислам в Оренбужье: вчера и сегодня
Ислам, как религия мусульманская, в страну Волжская Булгария, пришел в первой четверти 10 века и стал ее религией с мая 922 года. Приход в первой половине 13 века монголов и иных племен из Востока на исконную Родину башкир и татар - Урал и Поволжье - не поколебали устои Ислама и образовавшееся государство - Золотая Орда. Во второй половине 13 века Ислам стал его официальной религией. Пришедшие с Востока племена впоследствии приняли мусульманскую религию.Ислам до середины 16 века на землях Среднего Южного Поволжья развивался, спокойно и мирно соседствовал, сосуществовал с другими религиями, особенно с православной. Ислам внутренней проблемой России по настоящему и объемно стал с 1552 года, т.е. со времени падения Казанского ханства.
Мусульманская религия, как учение Ислама, официально была запрещена. Высшее мусульманское духовенство в лице сейидов (глав духовенства ханства), кадыев (судей городских округов) и мударрисов (ректоров медресе) перестало существовать. Прекратили существование мечети и медресе. Из 536 мечетей 418 полностью были разрушены. Оставшиеся 118 мечетей не функционировали. Собственность духовенства была конфискована. Только в 1773 году был издан указ Святейшего Синода «О веротерпимости...». И до начала 1770 года в Казани не были построены мечети, не говоря о медресе — фундаменте Ислама. Иную картину мы видим на Южном Урале. Здесь история Ислама, его возрождения, становления и развития связана с образованием Оренбургской губернии (15 марта 1744 года). Первый ее губернатор Иван Иванович Неплюев (птенец Петра 1) отлично понимал, чтобы наладить порочные связи с восточными странами невозможно силами лишь одних русских купцов. Другая там религия, другой язык.
И.И. Неплюев обратился к императрице России Елизавете Петровне о привлечении татарских купцов для налаживания торговли с Казахстаном, странами Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. И 8 марта 1744 года последовал Сенатский указ (8893), которым было разрешено пригласить из Казанской губернии «зажиточных торговых татар с их семьями и работниками в числе 200 семей». Более того «свободное содержание их веры, то есть строение их мечетей». Губернатор обратился к татарскому купцу Сагиту Хаялину, который для своего времени был образованным человеком, предприимчивым купцом, хозяйственником, умелым администратором. Сагит Хаялин, узнав (в Оренбурге с глазу на глаз велся долгий разговор С. Хаялина с И.И. Неплюевым), что ему даны широкие полномочия, и крупная сумма из казны, принял предложение первого губернатора Оренбургской губернии. По высочайшему дарованию Елизаветы Петровны привилегии от 8 августа 1745 года за # 5439 «Сеиту Хаялину с товарищами» было дано в пользование 64 тысячи десятин земли вверх по реке Сакмаре от Бердовской слободы до Сакмарского городка.
Далее, в начале второй половины 19 века в Каргале полнокровно функционировали 9 мечетей, из них 6 каменных. Некоторые мечети были настолько величественными по оформлению, как внутренним так и внешним видом, что они именовались Соборными. К этому времени в Каргале были открыты 9 медресе, 3 из них каменные. В них обучались 499 шакирдов (учащихся), а к концу 19 века число их достигло 700, т.е. 75 шакирдов на одно медресе. Медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и определенное восприятие ислама.
Такое количество мечетей да медресе в Каргале стали возможными только и в основном благодаря купеческому капиталу. Если в Каргале в 1760 году число купцов составило всего 38, что было в 6 раз больше, чем в Оренбурге, то в 1792 году в Каргале было 1820 купцов.
В течение 175 лет в большой истории Каргалы почти не было людей мужского и женского пола, которые бы не читали книги (рукописи) на родном языке. И это стало возможным благодаря Исламу, давшему не только веру, но и грамоту.
В истории Ислама Оренбуржья нельзя не упомянуть и имя выдающего деятеля просвещения и мусульманской религии последней четверти 19 – первой половины 20 вв. Ризаэтдина Фахретдинова — ученого-востоковеда, философа, историка, богослова, писателя, издателя, редактора. На страницах редактируемого им журнала «Шура» (Совет) с 1906 по 1918 год систематически, широко освещалась исламская тематика. Журнал «Шура» издавался в Оренбурге. С 1923 по 1936 годы Ризаэтдин Фахретдинов был муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.
Оренбургская губерния превратилась в центр Ислама, мусульманского образования России, здесь работали крупнейшие медресе — подлинные очаги книжности и религиозной учености. Видный врач России в начале 20 века писал: «Множество ученых мулл и ишанов до сих пор громят оттуда (из Каргалы) европейскую цивилизацию». Слава некоторых из них выходила далеко за пределы России. Примером бурного развития Ислама в Оренбургском крае можно видеть в отчете Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (данные за 1851 год). Так, в Казанской губернии — 724 мечети, Вятской — 133. Пермской — 147, Нижегородской — 32, Симбирской — 166, Саратовской —135, а в Оренбургской — 1576. Что всего замечательнее в Исламе Оренбуржья, это его быстрое развитие.
История ислама в 80-90-х годах 19 века ознаменовалась построением в Оренбурге 4-х каменных мечетей, которые ныне (теперь) имеются. «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан» и Центральная. По статическим данным 1890 года в Оренбургской губернии было 725 деревень и большинство из них имело мечети по одной, а некоторые по две и даже по три. Так, деревни и села Альмухаметово, Белекей Абызово, Бикбердино, Биккулово, Воздвиженская, Желтый, Заитово, Ильчино, Исметово, Иткулово, Карасево, Кунакбаево, Мустафино, Назаров, Никитино, Сарманай, Сафарово, Серменево, Темясово, Тунгатарово, Уразово, Усманово, Утеево, Учалы, Юзеево, имели по 2 мечети. По 3 мечети — Аджитарово, Ахуново, Варнинский, Тукаево. Село Ново-Мусино на 2300 жителей имело 2 мечети, 2 медресе. Многие деревни, где число дворов составляло меньше 50, тоже имели по 1 мечети. К примеру, в деревне Гумерово всего было 12 дворов, а жителей 102 человека тоже имела свою мечеть. Приведенные факты наглядно показывают, что Ислам вписал в историю Оренбургского края яркую страницу в воспитании, образовании, религиозном и культурном росте мусульман в течении более 175 лет.
Нельзя огульно утверждать, что в годы Советской власти в России полностью замерла религиозная жизнь мусульман. Уже в годы Великой Отечественной войны началось иное отношение к религии. Так, в 1943 году в Оренбурге, по просьбе мусульман — фронтовиков, вновь начала функционировать Соборная мечеть. В селе Каргала Сакмарского района сразу после войны открылась мечеть, которая теперь называется «Куш Манара».
Подтверждением того, что ислам в России есть, что он существует, говорит факт непрерывного функционирования высшего органа мусульман — Духовного управления мусульман России. В 1948 году состоялся Меджлис (съезд) мусульман, которым принято постановление о переименовании Центрального духовного управления мусульман внутри России и Сибири в Духовное управление мусульман Европейской части Советского Союза и Сибири, а с 1992 года это Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ). В настоящее время ЦДУМ объединяет 28 региональных муфтиятов. Муфтий ЦДУМа с 1980 года Шейх-уль-ислам Талгат Талжутдин, который неоднократно бывал здесь, в Оренбургской области, среди мусульман. Это также одна из страниц истории ислама нашего края.
Второй необходимой, насущной задачей стоящей перед Оренбургским муфтиятом была подготовка кадров – имам-хатыбов для вновь открываемых мечетей. Для исполнения этой священной цели 1 сентября 1991 года в Оренбурге при Соборной мечети состоялось открытие мусульманского духовного учебного заведения среднего звена — медресе и знаменательно, что ему было дано наименование «Хусаиния» в честь некогда знаменитого, известного не только в России медресе и которое славно просуществовало 30 лет (1889-1919 гг.). И оно было настолько материально мощным, что затем позволило на базе его открыть ряд институтов народного образования: Башкирский, Восточный, Казахский и Татарский, которые в свое время были кузницами подготовки национальных кадров. Открытие медресе было связано со многими трудностями. Остро стояли проблемы с помещением, преподавательским составом, обеспечение оборудованием, инвентарем, учебными пособиями и все это легло на Духовное управление мусульман Оренбургской области, на плечи муфтия Барыя Хабиевича Хайруллина. В первый год было принято 15 шакирдов (учащихся). Причем не только из Оренбургской области, но и из Башкортостана, Казахстана, Самарской и Саратовской областей. За прошедшие годы (12 лет) медресе «Хусаиния» окончили более 150 человек — юноши и девушки. Теперь абсолютное большинство мечетей области обеспечены духовными наставниками. Выпускники медресе служат в мечетях: Соборной, «Хусаиния», «Сулеймания», «Рамазан», «Кушкуль» и во многих сельских. История медресе «Хусаиния» примечательна тем, что в 1993 году были приняты 10 девушек (женщин) из Оренбурга и татарских сел области. Как, всегда праздничными остаются в памяти приемы и выпуски в медресе. Так, памятным, запоминающимся был выпуск 1997 года, в котором участвовал Верховный муфтий Духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгат Талжутдин и он произнес поздравительно-назидательную речь. Сейчас в медресе учатся на очном отделении около двадцати юношей и девушек, а заочным обучением охвачено более ста человек.
Возрождение, становление и развитие ислама в Оренбуржье тесно связаны с именем Барыя Хабиевича Хайруллина, религиозная деятельность которого началась в Оренбургской области с 1985 года, а с 1994 года он стал муфтием и возглавляет Духовное управление мусульман области. Он стал первым муфтием Оренбуржья. Эту должность он занимает и поныне. Б. X. Хайруллин окончил медресе «Мир- Араб» (г. Бухара), Международный Исламский институт им. Имама Бухари (г. Ташкент), Оренбургский государственный университет, Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Он ведет политику мирного сосуществования и согласия с существующими в Оренбургской области конфессиями: православной, католической и другими. Духовная деятельность первого муфтия не ограничивается пределами нашей области. Он был участником ряда международных исламских конференций (гг. Баку. Ташкент и др.) и выступал как духовный представитель мусульман Оренбургской области. Ни одно мероприятие мусульманского содержания в России не проходило без его участия, не говоря уже об области, где он выступал и как организатор. За годы своей мусульманской миссии он посетил многие страны мусульманского мира: Арабские Эмираты, Египет, Иорданию, Иран, Саудовскую Аравию, Турцию, 5 раз совершил хадж. В 1994 году прошел 4-месячнуго стажировку в государстве Султанат Оман.