Смысл жизни по Камю

Смысл жизни по Камю 3 Июня 2021

Отточено, вымучено, выстрадано: страдания Альбера Камю с точки зрения шариата.

Вопросы экзистенциализма, то есть существования, переживаются героями в рассказах авторов 19-20 вв. Среди них можно выделить Франц Кафка (1883-1924), Альбер Камю (1913-1960), Джеймс Джойс (1882- 1941), Фридрих Ницше (1844-1900). Сегодня рассмотрим сложную работу известного своим почерком писателя, Альбера Камю – «Посторонний». Но какое же отношение это имеет к исламу?

·             Взгляд со стороны автора

·             Взгляд со стороны шариата на проблему главного героя

Сюжет произведения: главный герой, давно потерявший интерес к жизни, переживает, или, точнее сказать, «не переживает» смерть своей матери. Далее видится с одной пикантной женщиной, абсолютно не вписывающуюся в его будущую жизнь; заступается за приятеля, совершенно не испытывая настоящего сочувствия, и под жарким пылом солнца убивает араба. Далее – тюрьма.


1к.png


Земфира Аглямова, преподаватель литературы: «Данный отрывок (в конце рассказа диалог главного героя со священником в камере) описывает встречу приговоренного к смертной казни героя повести Альбера  Камю «Посторонний»   Мерсо и священника.  Несмотря на то, что Мерсо отказывался принять священника,  духовный отец все-таки пришел к узнику с проповедью. Сразу становится ясно, что эти два человека не найдут общего языка. Как не пытается священник убедить Мерсо в том, что надо исповедаться, что Господь поможет, приговоренный отказывается говорить о Боге, более того он объясняет священнику, что у него осталось очень мало времени, и он не желает тратить его на бога. Если быть более точным: он не желает тратить свое оставшееся драгоценное время на этого священника, который просто исполняет свои обязанности и которому, наверняка, безразлична судьба приговоренного к смертной казни человека.

Эта тягостная беседа, в конце концов, заканчивается вспышкой гнева главного героя, он начинает кричать  на священника и оскорблять его. Этот поступок убеждает нас в том, что Мерсо далеко не безразлична смерть, что он хочет жить, жить земной жизнью, смотреть на небо и любить девушку.

С одной стороны  Мерсо -  это человек, для которого вроде важны лишь физиологические ощущения, телесная, чувственная красота, с другой – мы видим совершенно равнодушного, безучастного ко всему человека. Мир ему безразличен, люди неинтересны. Он хорошо понимает, что его судьба никого  не интересует и  не волнует: ведь именно суд человеческий объявил его преступником и вынес  смертный приговор. Поэтому он не хочет сейчас видеть и священника и слышать о суде божьем и человеческом. Он понимает, что в этой жизни каждый играет свою роль: и этот священник, и суд, приговоривший его. Он остро ощущает человеческое лицемерие и притворство.

В отличие от многих персонажей повести, в частности от судей и священника, Мерсо – нелицемерный, он честный. У него есть своя позиция, своя правда, пусть даже негативная. Он настоящий. Действительно ли он чувствовал, что после смерти ничего и никого не будет?   Об этом трудно судить, потому что мы все хотим верить, что есть жизнь после смерти. А Мерсо об этом говорит открыто: в загробной жизни он хочет вспоминать земную жизнь!

Он не готовится к загробной жизни, более того живет не совсем правильно, по мнению окружающих. Он, наверно, атеист: не верит в бога, совершает тяжкий грех – убийство, ему не удалось увидеть лик бога в этих каменных стенах.  Да, в душе он раскаивается. Но судей это не волнует, они не стремятся понять его, тем более простить, они тоже в какой-то степени, как и он равнодушны и безучастны к чужой судьбе».


3к.png 2к.png


Забавно, как главные герои писателей – экзистенциалистов, скитаются по пустыне своих абстракционных переживаний, постоянно будучи в поисках смысла жизни. На повестке дня – снова экзистенциальный кризис. Герой – посторонний для этого мира, он равнодушен ко всему, кроме как к физическим ощущениям. Мерсо чувствует, что «Бог покинул его» и как бы отвечает миру тем же самым. Он отчуждается, закрывается от Вселенной, уходит в себя.

С т.з. шариата, аскетизм героя в какой-то мере нормален. Творения Всевышнего не должны быть излишне привязаны к земным наслаждениям, таким как семья, дружба, карьера (хотя женитьба, так же, как и дружба- Сунна). Однако, минус Мерсо в том, что он поддался своим сомнениям о существовании Творца, Абсолюта и принял позицию смиренного, не ищущего знания обывателя Земли.


4к.png


Для Мерсо эта жизнь бессмысленна – и в этом ее смысл. Возможно, когда- то давно герой сомневался, и принял сомнение за истину бытия. Однако сомнение есть только для того, чтобы через его призму перешагнуть к правде, но Мерсо не желает стараться ради истины. Ему проще ежедневно выполнять одинаковую работу, выходить в одно и то же время на остановку автобуса. Также подробным описанием хронологических действий, погоды, телесных ощущений, автоматизмом действий он как-бы высмеивает то, что некоторые придают смысл этой жизни. Он считает, что все хаотично и за жизнь не стоит хвататься, если человеку суждено в любом случае умереть.

В Коране сообщается, что человек в любом случае будет подвергнут испытаниям. И даже уверовавшие в Аллаха мусульмане. Сказано: «Неужели, люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут «Мы уверовали»?» (Коран, 29:2). Жизнь – это череда побед и проигрышей, которые все равно обойдутся выигрышем в Судный День за проявленное терпение. Без зла и проигрышей человек не знал бы добра и победы. Одно постигается через другое. И смысл жизни постигается вечными сомнениями и нахождениями истины каждый раз.

«Страдание ради страдания»

Мерсо противится своему Создателю. Литературные критики сравнили его с Сизифом, который возгордился собой и все же продолжал выполнять бессмысленную работу, катая камень в гору, который каждый раз скатывался вниз.


5к.png


Если бы в сюжете романа Мерсо был мусульманином, то изначально герой стремился бы получать знания. Он не был бы безучастен к окружающему миру, построил семью, не защитил своего соседа, избившего свою содержанку. Мерсо бы не считал «все дозволенным». Он бы знал границы добра и зла, описанных в Священном Писании. Появляется вопрос – была ли бы тогда его жизнь идеальной?

Нет, также как и ранее сахабы, сподвижники Пророка (мир ему), так же, как и люди, ныне живущие в мире, он бы подвергался испытаниям и его нрав проверялся бы через трудности. Главное отличие мусульманина от немусульманина в том, что у первого смысл жизни в поклонении, в совершении благих деяний и сторонение запретного, в то время, как у второго нет сторонения от запретного и понимания общей картины мира.

«Приобретай знания от колыбели до могилы»,-сказал Пророк Мухаммад. Именно из- за нежелания и отсутствия стремления получать знания сердце человека окутывает облако невежества и апатии. Именно из- за отсутствия знаний душа человека превращается в дремучий темный лес, где религия становится нуром, светилом, показывающим верную тропу. Также в произведении «Данко», Максима Горького, главный герой вырывая свое чистое сердце, жертвуя собой, выводит людей из леса. Ведь только чистое, отважное, мудрое, знающее сердце способно вывести человека из собственного мрака, тьмы.

 

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 290

Возврат к списку