«Я вырос в сумрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах» – положение монашества в религиях
Отказ от радостей жизни, еды, питья, самопожертвование своими интересами во имя высшего – практика аскетизма, которую применяют многие верующие. Со школьных скамей мы знакомимся с данной дилеммой в произведении Михаила Лермонтова «Мцыри», где он описывает страдания юного монаха в монастыре. Религия буддизма в целом же подразумевает с собой «отречение от мира». Кто и зачем должен отказываться от мирских благ? Получит ли верующий довольство Господа таким путем? Приветствуется ли монашество в исламе, в христианстве и иудаизме?
Иудаизм
Иудеи не принимают идею аскетизма. Монашество опасно, как считают верующие, и противоречит законам Торы. Издавна люди видели своего главного врага в их самих – желания, вожделения, страсти. Пытаясь укротить «нестроптивого» врага, люди не всегда выбирали самые верные пути. Так и монашество, обеты, даваемые с «пылу» часто оборачивались трагедиями. Обет целомудрия, который любят давать верующие, противоречит заповеди «плодитесь и размножайтесь», которая звучит на иврите, как «пру у-рву». «И благословил их Б — г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит, 1:28)- именно такое положение снизошло на Адама и Еву на шестой день сотворения. Однако, все же, некоторые иудеи рассматривают ограничение в употреблении винограда, как один из путей «аскетизма». Назорей — иудей, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1-21). Для чего это делается? Раввин Натан Агрес сообщает: «Мудрецы установили дополнительные запреты, цель которых — оградить человека от нарушения запретов Торы. Например, Тора не запрещает верховую езду в субботу, но мудрецы запретили ее из опасения, что, забывшись, человек отломит ветку, чтоб погонять животное. Запрет переносить и использовать предметы обихода, предназначенные для действий, запрещенных в субботу, так же введен мудрецами. Запрещено переносить и использовать пилу, молоток и т.п., т.к., держа в руке такой предмет, легко, забывшись, совершить запретное действие… Об этом (об обете назорейства) говорит Мидраш (Шмот Рабба, гл. Бо 16): сказал Всевышний назиру: «Ты взял на себя обет не пить вина, чтобы оградить себя от нарушения запрета (имеется в виду, что пьянство приводит к нарушению запретов: разврата, прелюбодеяния, нескромного поведения и т.п.). Не думай, что достаточно отказаться только от вина. Я укажу тебе верный путь не согрешить: не только вино, но и виноград, и все, что сделано из него, запрещено тебе. Смысл отказа от винограда и любых его производных — в том, чтобы полностью исключить «контакты» со спиртным». Таким образом, институт монашества не признается в иудаизме.
Христианство
Самый известный метод получения довольства Господа – монашество, так считают христиане. Некоторые добровольцы отказывались от имущества и раздавали его бедным, другие аскеты, подражая Приснодеве Марии, святому Иоанну Предтече, апостолам Павлу, Иоанну и Иакову, принимали на себя обет девства, проводили время в воздержании, непрестанной молитве и в посте. Чаще всего эти люди предпочитали горы и пустыни городам и селам, ведь «только вдали от суеты и греховного общества можно постичь свое предназначение». Также, отдалившихся от «бренного мира» верующих называли еремитами, то есть пустынниками, и анахоретами, что в переводе с греческого значит «отшельник». Зачинателем монашества принято считать египтянина Антония Великого. Юноша, выросший в обеспеченной семье, осиротел к 18 годам и остался со своей сестрой. Он часто посещал храмы, размышлял об апостолах, отдавших жизнь богослужению, и в один из походов, войдя в храм, он услышал евангельские слова, которые будто бы служили ответом на его долгие думы: «Если хочешь быть совершен, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Постепенно Антоний все дальше отдалялся от общества. Он посещал старцев, отшельников и в один день решился уйти еще дальше, поселившись в одной из гробовых пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собою хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год чрез отверстие в кровле. Так, верующие уподобились Преподобному.
Особому аскетизму предались европейцы в 15 веке. Они строили подземные кельи, поселялись в пещерах, под землей. В произведении Виктора Гюго «Париж Соборской Богоматери» можно заметить, как именно это происходило. «Келья эта получила известность около трехсот лет назад, с тех пор как г-жа Роланд, владелица Роландовой башни, в знак скорби по отце, погибшем в крестовых походах, приказала выдолбить ее в стене собственного дома и навеки заключила себя в эту темницу, отдав все свое богатство нищим и богу и не оставив себе ничего, кроме этой конуры с замурованной дверью, с раскрытым летом и зимой оконцем. Двадцать лет неутешная девица ждала смерти в преждевременной могиле, молясь денно и нощно о спасении души своего отца, почивая на куче золы, не имея даже камня под головою; облаченная в черное вретище, она питалась хлебом и водой, которые сердобольные прохожие оставляли на выступе ее окна, – так вкушала она от того милосердия, которое ранее оказывала сама. В смертный свой час, прежде чем перейти в вечную могилу, она завещала эту временную усыпальницу тем скорбящим женщинам, матерям, вдовам или дочерям, которые пожелают, предавшись великой скорби или великому раскаянию, схоронить себя заживо в келье, чтобы молиться за себя или за других».
В те времена самопожертвование играло значительную роль, ведь удалившись в уединение, люди часто удостаивались статуса святых мучеников. «Без монахов пропало бы христианство в мирянах. Вот сколь необходимо в Церкви Христовой совершенство, без коего и спасение с самой верой легко может утратиться и непременно утратится: ибо нужны чувства, обученные долгим временем в различении добра от зла. Сего совершенства достигали в первенствующей Церкви аскеты и мученики, после – монахи»( Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения).
На 2016 год в России насчитывалось 462 мужских и 482 женских монастырей.
Ислам
Когда Пророк Мухаммад (с.г.в.) получил вопрос от мусульман о том, каково место монашества в исламе, Всевышний дал ответ в следующем аяте:
«Потом мы отправили по их следам наших посланников, и отправили Ису (иисуса), сына Марьям (марии), и даровали ему инджил (евангелие). в сердца тех, которые последовали за ним, мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом, дабы снискать довольство аллаха (или мы предписали им только стремиться к довольству аллаха). но они не соблюли его должным образом. тем из них, которые уверовали, мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (57:27) Также Мухаммад (с.г.в.) говорил, что предыдущие поколения людей потерпели неудачу из-за излишнего аскетизма. «Они выдвигали к себе излишние требования, пока Всевышний не дал им подлинных трудностей. Теперь вы можете увидеть их в храмах и монастырях. Поэтому поклоняйтесь Аллаху, не придавайте Ему кого-либо в качестве равного сотоварища, выполняйте паломничество, будьте праведными, и все ваши дела будут хорошими для вас» (хадис приводится в книге Али ибн Малика аль-Хинди «Канз уль-Уммал»).
Ислам отрицает идеи аскетизма, потому как в исламе нет обетов безбрачия, напротив, во множествах хадисах Пророк (с.г.в.) указывает на необходимость жениться, говоря, что брак – это половина религии. Также, ограничения себя в еде и питье уместны только в дни поста, не круглый год. Аллах указывает нам в Коране на то, что Он создал все земные блага для нас для нашего же применения. Если мусульманин желает уединиться, что приветствуется в исламе на некоторое время (итикяф), он может это сделать, размышляя о Всевышнем или о сотворении мира. Но отшельничество не приветствуется в исламе, так как сила- в умме. Мусульмане сильны, когда едины, когда чувствуют братство между собой. Также, ислам призывает вести простую жизнь без гонений за материальными ценностями. «Лучшими из вас являются те люди, кто не оставляет мирское — ради вечного, и вечное — ради мирского» (хадис от Анаса ибн Малика).
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Количество показов: 3174