Такфир

Такфир 17 Февраля 2011

Дорогие читатели, предлагаем вашему вниманию перевод первой главы книги «Выявление истины (взгляды салафитов и суфиев)», турецкого автора Али Риза Хошафчи, которая вышла в Стамбуле в 2009 году. Первая часть посвящена вопросу такфира.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, ниспославшему нам эту ясную религию и сделавшему ученых наследниками пророков. Мир и благословение нашему господину, пророку Мухаммаду, а также всей его семье и сподвижникам.

Такфир

Такфир – это обвинение в неверии мусульманина или же того, кого относят к мусульманам. На протяжении всей истории ислама, такфир зачастую используется в качестве оружия одной группой мусульман против другой. Начиная с первого года хиджры и до сих пор ведутся споры относительно действий и слов, которые могут вывести мусульманина из ислама.

Такфир подобен болезни, червю, который изнутри грызёт сердце ислама. С каждым днем нас становится все больше, открываются медресе, исламские банки, сайты, газеты, печатается литература, вроде бы все это должно указывать на нашу сплоченность, силу, но на практике мы видим обратное. Чем нас больше, тем мы слабее, разве не странно? А ты задумывался над этим?

Очень часто можно услышать как мусульманин, не останавливаясь на порицании другого мусульманина, применяет такфир. Мусульмане, заболевшие этой болезнью, обвиняя кого-нибудь в неверии, дабы доказать свою правоту опираются на аяты и хадисы, тем самым разделяются на различные джамааты. И самое опасное в том, что каждый джамаат считает только себя самым правым и идущим по истинному пути. Но ведь в исламе нет места для различных джамаатов, мусульмане и есть один огромный джамаат! Сам Господь Миров сказал:

Воистину, все верующие – братья.

(49:10)

Ведь здесь явно видно, что чтобы быть братьями достаточно быть верующими. А если кто-то скажет или хотя бы будет считать, что только приверженцы его джамаата ему братья, а остальные нет, то будет ли он изменившим смысл вышеприведенного аята или нет? Конечно же, он будет изменившим его смысл! Мы, мусульмане, подобны одной большой армии, и в ней различные подразделения войск выполняют свои задачи, и, идя к намеченной цели, солдаты одного подразделения не считают солдат другого подразделения конкурентами для себя, а тем более врагами.

Да! Слава Аллаху, у нас одна цель - раскрыть перед всеми красоту Ислама и распространить его. Мы наблюдаем за тем, как группы мусульман доводят до людей религию Аллаха, причем все разными методами: Кто-то преподает в медресе, кто-то выделяет средства на его содержание, кто-то получает знания, дабы принести больше пользы обществу и тем самым заработать довольство Аллаха, кто-то выпускает газеты и т.д. Но в итоге все являются одним огромным джамаатом.

Аяты из Священного Корана

Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем.

(3:103)

Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми.

(8:46)

О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете.

(4:94)

Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может вы будете помилованы.

(49:10)

Изречения пророка Мухаммада (с.а.в.)

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха (с.а.в.), сказал: “Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха (предавая тех, кто находится) под Его защитой!”

(Бухари. Абвабу кыбла 384)

Посланник Аллаха (с.а.в.), сказал: “Ругать мусульманина – это грех, а воевать с ним – куфр (неверие)» (Бухари. Адаб 5697)

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк (с.а.в.), сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является». (Бухари. Адаб 5698)

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) посланник Аллаха (с.а.в.), отправил нас в против рода аль-хурака (племени) джухайна, и мы напали на них утром у их источников. Вместе с одним из ансаров я стал преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: «Нет бога, кроме Аллаха!» (Ля иляха илля-Ллаху!) (Услышав это,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанёс ему удар своим копьём и убил (этого человека). Когда мы (вернулись обратно) в Медину, об этом стало известно Пророку (с.а.в.), и он спросил: «О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал "Ля иляха илля-Ллаху"?» Я сказал: «О посланник Аллаха, (но ведь он сказал это, только) желая спастись!», — однако (Пророк (с.а.в.)) снова сказал: «Неужели же ты убил его после того, как он сказал "Ля иляха илля-Ллаху"?!», — и он не переставал говорить (мне) это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня! (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Усама, да будет доволен им Аллах, сказал): (Тогда) посланник Аллаха , воскликнул: «Неужели же он сказал: "Ля иляха илля-Ллаху", - а ты убил его (после этого)?!» Я сказал: «О посланник Аллаха, но ведь он произнёс эти слова только из страха перед (нашим) оружием!» На это он сказал: «Так (почему же) ты не рассёк его сердца, чтобы узнать, сердцем он говорил это или нет?!», — и повторял (эти слова) до тех пор, пока у меня не возникло желание принять Ислам (только) в этот день.

Абу Зарр да будет доволен им Аллах рассказывает: Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: “Тот раб, который скажет “Ля иляха илля лах” и в этом состоянии умрёт, обязательно войдет в рай. Я спросил: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал? Он (с.а.в.) сказал: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал. Я опять спросил: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал? Он (с.а.в.) сказал: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал. Я снова спросил: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал? Посланник Аллаха (с.а.в.) ответил: Даже если он прелюбодействовал, и даже если воровал, он обязательно войдет в рай, вопреки желанию Абу Зарра”. (Бухари)

Мнения учённых о такфире

Абу Ханифа: «Одна из больших ошибок ахли бид'ат (людей новшеств) это называть друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль сунны (идущии путём Посланника Аллаха (с.а.в.)) это, увидев ошибку, не обвинять в неверии». (Алиюль Кари шарх на Фикхуль акбар, Стамбул 1579, стр.429)

Подобно тому, как неверующий, не подразумевая принятие ислама, не становится мусульманином, таким же образом, согласно общему мнению мусульман, верующий не подразумевающий неверие, не становится неверным (Тафсир Куртуби 7/6128).

Имам Шафии: «Я не отвергну слова свидетельства принятия ислама ни у одного из людей новшеств и людей, погрязших в развлечениях».

А также в книге “Аль хуласа” есть такие слова: «Если есть несколько доводов, чтобы применить по отношению к кому-то такфир, и хотя бы один довод против этого, то такфир не делается».

Ибни Абидин: «Относительно тех слов, про которые говорят, что они выводят из ислама, есть разногласия среди ученых. И опираясь на подобного рода слова, нельзя выносить конкретные решения относительно чьей-то веры. Я же категорически сторонюсь выносить подобного рода фетвы». (Ибни Абидин, Реддуль Мухтар том №11, стр.285)

Имам Газали: «Нет ни одного доказательства на то, чтобы применять такфир к ошибающемуся в та'виле. И утверждающие обратное должны предоставить доказательства. К тому же имеется немало хадисов о том, что произнесший: «Ля иляха иллал Лах» (слова единобожия) защитил себя и свое имущество».

Ибин Таймия: В его книге “ Маджмуатур-расаиль валь масаиль”, том №5, стр.159-201 говорится следующее: «Не разрешается делать такфир мусульманина только из-за его действия, а также человека, обращающего лицо к Каабе, из-за его ошибки».

А в “Маджмуатуль фатва 12/180 говорится: «Саляфы очень много спорили на эти темы, но, тем не менее, мы не слышали, что бы они называли кого-то конкретного фасиком (нечестивцем) или кафиром».

Из-за того, что Али (р.а.) выносил хукмы (конечно опираясь на Коран и сунну Посланника Аллаха с.а.в.), хариджиты объявили ему: “Эй Али! Книга Аллаха ещё среди нас, так как же ты смеешь ходить, вынося решения среди людей? Убив тебя, мы заработаем довольство Аллаха”.

Если будете внимательны, то заметите, они уверены, что этим убийством и вообще враждой с Али (р.аа) заслужат довольство Всевышнего Аллаха. Мусульмане нашего времени, без малейших угрызений совести делая такфир, надеются на довольство Господа Миров.

Хариджиты, в свое время назвали неверными: Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Айшу, а также Ибни Аббаса (р.а.), и всех тех, кто разделял их мнения. Разрешали убивать их вместе с женами и детьми, а имущество присваивать в качестве трофеев. Да, и в наше время существуют группы мусульман с идеологией хариджитов. Аяты ниспосланные о неверных, они используют против мусульман. И человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, услышав аят из Корана невольно скажет: “Ты прав”.

Хариджиты и Мутазилиты приводя аят:

Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими

(5:44)

И, смотря только лишь на его внешний смысл, многих мусульман обвинили в неверии. Но ученные ахль сунны сказали, что неверующими можно назвать только тех, кто считает халялем (дозволенным) поступать не в соответствии с законом Аллаха. (Аль Матуриди ат таухид стр.348) Или будет считать неактуальными законы Аллаха (Ибн Манзур, Лисаниль Араб том 7 стр.145)

Смотря на все вышеприведенные аяты и хадисы, мы понимаем, как сложно и к тому же опасно делать такфир. Всевышний Аллах сказал:

Неужели Мы мусульман приравним к грешникам?

Что с вами? Как вы судите?

(68:35-36)

А так же хотелось бы привести слова известного исламского историка Абдулькадира аль Багдади: “Ахль бид'ат, являющиеся противниками ахль сунны, заразились такфиром, тем самым уподобились христиан и иудеям, делавшим такфир между собой”. (Аль Багдади аль фарк стр. 361)

Те, кто заболел этой страшной и к тому же очень опасной болезнью, не способны ощутить сладость веры. Да как же им достичь этой степени «хуббуллах» «любовь ради Аллаха», если они во всех видят врагов?

(продолжение следует)

Али Риза Хошафчи

(Перевод Г. Ахметьянова)


Количество показов: 7809

Возврат к списку