«У татар появилась потребность в исторических фильмах»

«У татар появилась потребность в исторических фильмах» 7 Октября 2022

«В современном медиапространстве мусульман зачастую изображают в не слишком положительном ключе. Да, мы видели фильмы о татарах, но, к сожалению, наши предки там показаны дикарями», говорит генеральный продюсер фильма «Ибн Фадлан» Айназ Мухаметзянов и отмечает, что эта картина разрушает подобные стереотипы.

Надо ометить, что «Ибн Фадлан» стал фильмом-открытием XVIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Премьера фильма прошла с аншлагом, в связи с чем был открыт дополнительный зал для просмотра и оперативно организован ещё один показ фильма «Ибн Фадлан».

Редакция «Исламского портала» побеседовала с Айназом Мухаметзяновым - генеральным продюсером фильма и узнала о его новых планах.

 

— Показ фильма прошел с грандиозным успехом. Желающие его посмотреть не уместились в один зал. Как думаете, в чем заключается успех Вашего фильма?

— Наверное, назвать это грандиозным успехом - слишком громко. На показах был ажиотаж, и, действительно, зрители не поместились в зал ни на первом, ни на втором показе. Я такой ажиотаж объясняю, во-первых, тем, что есть огромная потребность людей в таких фильмах. У татар, у мусульман, появилась потребность именно в исторических фильмах с мусульманской тематикой.

Во-вторых, фильм приурочен к принятию ислама Волжской Булгарией как государственной религии. Это историческое событие, безусловно, вызывает большой интерес. Тем более, повествование идёт непосредственно о том, что стало причиной, отправной точкой важных событий и явлений, тех знаменательных праздников и дат, которые мы празднуем по сей день.

photo1662604578__15_.jpeg

Фото: ДУМ РТ

 — В фильме муфтий дебютировал как киноактер. Расскажите, как получилось задействовать в фильме муфтия Камиль хазрата?

- Камиль хазрат сам выразил желание присоединиться к данному проекту. Ему хотелось поучаствовать в одном из постановочных боев, и мы воспользовались такой возможностью. Камиль хазрат не только духовный  лидер Татарстана, но и медийная личность, которая привлекает внимание к нашему проекту. С точки зрения продвижения проекта - это огромный плюс.

Я положительно смотрю на его участие, он личным примером показывает свой интерес к нашей истории.

— Что было самым сложным в создании фильма «Ибн Фадлан»?

— Самое сложное - это уложиться в сроки. Для такого проекта необходимо много времени, гораздо больше, чем мы располагали, потому что необходимо провести большую исследовательскую и подготовительную работу. Фильм сняли за год с небольшим, хотя обычно в таких проектах только сценарий пишется как минимум год. Мы же за год успели сделать все. Конечно, это сказалось и на самом повествовании. Если бы у нас было больше времени, мы могли бы снять интереснее, лучше. Но важно было успеть к определенной дате - празднование 1100-летия принятия ислама. Потом в течении трех месяцев мы готовили прокатный вариант и уже на кинофестивале зритель увидел улучшенную версию.

Недостаток материалов, опыта, нужных специалистов - в Татарстане с этим тоже проблема. И сами съемки исторических сцен сложны, и, естественно, должно было остаться время на пост-продакшн, самое сложное было успеть, и мы успели.

photo1662604578__17_.jpeg

Фото: ДУМ РТ

— Почему фильм снят именно на русском языке?

  Фильм снят на русском, прежде всего потому, что он рассчитан на российскую аудиторию. Понимая важность темы, конечно, хотелось бы увидеть дубляж фильма на татарском и переводы на арабский, английский языки.

— Почему вы решили оставить название «Ибн Фадлан», а не дать новое название, ведь фильм больше о принятии ислама?

  Было желание подобрать другое название, которое лучше бы отражало содержание. Даже варианты были. Но в процессе производства название фильма было уже у всех на слуху и мы решили не усложнять, не запутывать зрителя этим моментом.

— «Ибн Фадлан» сильно отличается от тех исторических фильмов, которые показывают нам на федеральных каналах. Здесь мы видим историю татарского народа в положительном ключе. Могут ли такие фильмы, как «Ибн Фадлан», сломать сложившиеся исторические стереотипы?

— Не смотрю телевизор и федеральные каналы. К сожалению, мне трудно сказать, чем они отличаются. Может быть, отчасти соглашусь о положительном образе мусульман. В современном медиапространстве мусульман зачастую изображают в не слишком положительном ключе. Да, мы видели фильмы о татарах, но, к сожалению, наши предки там показаны дикарями. Конечно же, хотелось бы видеть наших пращуров изображенными более комплиментарно, тем более в цивилизационном отношении мы не уступаем другим народам, населяющим Россию, а где-то мы даже впереди. Например, булгары приняли ислам в качестве государственной религии на 66 лет раньше, чем произошло крещение Руси. Конечно же, мы, мусульмане, хотели бы показать предков в правдивом свете.

Что касается стереотипов, то они ведь у каждого человека, у каждой группы населения разные. Да, есть некое массовое сознание, массовая культура, есть научное сообщество. Чем больше таких фильмов будет, не только о татарах, но и о других народах нашей страны, тем более здоровая атмосфера будет в нашем обществе.

Наш фильм в большей степени научно-популярный. А любой научно-популярный фильм ломает стереотипы, которые есть в общественном сознании.

— По какому принципу подбирались актёры? Главного героя играет Зульфат Закиров, как долго вы подбирали актера на главную роль?

— Вообще, кастинг - это отдельное направление в деятельности кинематографистов. Трудно сказать, что были какие-то особенные принципы. Мы хотели, чтобы у нас были новые лица, старались подобрать подходящих актеров. Одним из требований было - грамотная русская речь, чтобы актер разговаривал без акцента. Мы искали по-разному: у нас были и профессиональные театральные актеры, и непрофессиональные. Роль Алмыша, которая наравне с Ибн Фадланом является ведущей, сыграл актер крымско-татарского театра Асан Билалов. Мы себе так и представляли Алмыша и наши историки сказали, что мы хорошо попали в образ.

У актеров есть собственные графики и не всегда получается привлечь тех актеров, которых хотелось бы видеть в фильме. Но с Зульфатом нам, я считаю, повезло. Потому что удалось его вырвать из театрального процесса, и привлечь к съемкам, хотя определенные трудности с этим были.

photo1662604578__4_.jpeg

Зульфат Закиров, Фото: ДУМ РТ

— Каково быть продюсером мусульманского кино?

— Быть продюсером, вообще, само по себе нелегко, но интересно. Быть продюсером исторического кино - интереснее вдвойне. Быть продюсером мусульманского  исторического кино - интереснее втройне.

Надо сказать, что «Ибн Фадлан» - это продюсерский проект. Я был одним из сценаристов, режиссеров, и генеральным продюсером фильма. И я нес полную ответственность за проект перед заказчиками. Не буду рассказывать о работе продюсера как таковой. Расскажу просто о тех моментах, что связаны с мусульманским кино.

Во-первых, надо понимать аудиторию, запросы, те нормы, которые есть в шариате. Когда ты представляешь продукт мусульманской аудитории, будучи мусульманином, должен учесть многие моменты, ведь есть ограничения. С другой стороны, есть определенные системы символов и образов, присущих исламу. Человек без специальных знаний может упустить эти моменты. В историческом кино нужны познания в области истории. Я не являюсь обладателем ученой степени, тем не менее, я закончил аспирантуру и всегда интересовался историей, и понимал, к кому и с каким вопросом можно обратиться. Это накладывает некий отпечаток на работу.

Вообще, нужно понимать, что в татарстанском кинематографе настолько глубоко в историю посредством инструментов современного кинематографического языка еще никто не погружался. Да, был проект «Тёплые ветры древних булгар», но это было достаточно давно. Широкий зритель не увидел эту серию фильмов, а с тех пор киноязык изменился, кинематограф ушел далеко вперед, изменились технологии. В современном Татарстане такого не снимали.

photo1662604578__2_.jpeg

Фото: ДУМ РТ

Важно понимать, продюсер – это не просто административно-организационная должность, а человек, который формирует продукт, участвует в творческом процессе, тот, кто должен хорошо знать, понимать все участки творческого процесса. Поскольку я один из авторов, документальную часть снимал сам, игровую часть вплели в документальную и наоборот. Соответственно, нужно было иметь полную картину в своей голове.

Так же были режиссеры-постановщики игровых эпизодов. Зимние сцены ставил Рудольф Хайнуров, а павильонные сцены, которые относились больше к Булгарии, поставил Рамис Назмиев.

На постсоветском пространстве есть такая формулировка «один фильм - один режиссер». Но на таких сложных проектах невозможно обойтись только одним человеком, правильнее говорить о режиссерской группе. Это нормально, что у фильма есть режиссерский состав.

— Когда фильм выйдет в прокат?

— Конечно приятно, что люди готовы платить деньги, чтобы видеть наш фильм. У прокатчиков появился интерес к картине благодаря этому ажиотажу. Правообладателем является ИД «Хузур», поэтому это вопрос к ним.

— Расскажите о планах на ближайшее будущее.

— Во-первых, если будет определенный интерес, можно снять продолжение именно этого проекта. Либо спин-офф, где мы берем определенного героя и рассказываем его историю, либо мини-сериал из 4-6 серий, где бы мы могли полностью рассказать историю Ибн Фадлана, Алмыш хана.

К сожалению, в рамках данного проекта мы не могли полностью раскрыть содержание  записок Ибн Фадлана, а по ним можно рассказать еще очень много интересных историй.

На следующий год юбилей Кул Гали и его знаменитого произведения «Кыйссаи Йусуф», тоже можно было бы что-то снять, у нас есть понимание и определенный опыт.

Говоря о том, что касается лично меня, у меня есть несколько задумок, где история ислама не на первом месте, но я, как мусульманин, рассказывая о светских вещах, хотел бы включить мусульманских персонажей, транслировать коранические истины, которые не обязательно артикулировать прямым текстом.

Сейчас я разрабатываю тему начала ХХ века, это 20-30е предвоенные годы. Так же есть наработки современной спортивной драмы, и есть еще одна история, связанная со временами Казанского и Крымского ханств. Но все это пока наработки, которые еще не дошли до конкретного проекта.

EGRE2046.jpg

Фото: КМФМК

— Основной посыл фильма - о чем он?

— Наш выбор не проходит бесследно. Решение, которое приняли наши предки относительно того, чтобы стать частью исламской цивилизации, было добровольным. Ведь это именно они написали письмо  халифу и пригласили посольство. И спустя столько лет на этой земле живут мусульмане и исповедают эту религию. Аллах не просто так привел нас на эту землю и, если мы будем жить по законам Аллаха, то до Судного дня мы будем здесь. Возможно, я сказал это несколько пафосно, но, если задуматься, то такие личности, как Ибн Фадлан, Алмыш хан - это люди, которые повлияли на историю. Это люди миссии, они добились своих целей, их путь был нелегок, несмотря на препятствия, они дошли, выполнили то, что было на них возложено. Роль личности и его выбор имеет очень большое значение в истории.

Нурия Баязитова

Исламский портал


Количество показов: 902

Возврат к списку