Мансур хазрат: «График работы имама – круглосуточный»

Мансур хазрат: «График работы имама – круглосуточный» 21 Мая 2020

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии» – это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Действительно, имамы, мударрисы и шариатские ученые – это люди, одаренные знаниями от Всевышнего. Имам – это тот человек, который всегда найдет ответ на давно волнующий вопрос в исламе, утешит и расскажет пример из жизни Пророка, упомянув его сабр, а также поможет устроить никах со всеми положениями в шариате. Имам, студент и параллельно преподаватель примечетских курсов, сегодня речь пойдет о Мансур хазрате, который нам рассказал о том, как можно стать имамом и в чем заключаются обязанности религиозного служителя.

Мансур хазрат Мифтяхов в 2013 окончил факультет «Теологии» в Российском Исламском Университете. В 2018 году получает удостоверение о повышении квалификации «Теория и практика управления мусульманской религиозной организации» и с 2013 года является имамом мечети «Аль- Марджани». Параллельно ведет примечетские курсы.

– Хазрат, какие ступени нужно пройти мусульманину, чтобы стать имамом?

– Для того чтобы стать имамом, после окончания образовательного учреждения нужно пройти практику в качестве помощника имама или муадзина. Шаг за шагом, человек начинает понимать устройство мечети, видит, какие полномочия лежат на имаме, и через какое-то время он готов сам стать религиозным деятелем.

– Сколько часов длится ваш рабочий день?

– График работы имама тяжело включить во временные рамки. Есть определенное время молитв, которые он должен совершать в мечети. Дома он также должен быть всегда на связи, ведь люди обращаются к нему как  к знатоку по разным вопросам. Бывает, что мне звонят в час утра, в два или три. Если у кого-то умер родственник, они могут мне позвонить с вопросами: что им делать, как положить усопшего, как провести поминки по обычаям шариата. Поэтому график работы имама – круглосуточный.

– Получаете ли вы дополнительное образование сейчас? Получается ли совмещать работу с курсами или учёбой?

– На данный момент я получаю дистанционное образование в ИЭУПе. Так как обучение заочное, у меня есть время на выполнение заданий: могу сесть за работу и вечером, и ночью. Получение знаний, как религиозное, так и светское – фарз для каждого мусульманина. Также важно периодически поддерживать и обновлять полученные знания.

– Желаете ли, чтобы ваши дети в будущем работали в религиозной сфере?

– Конечно. Хотел бы, чтобы они всегда в свое время читали намаз, находясь на работе. Тем более, что работа в религиозной сфере – это не только имам, но также и муадзин, кади, муфтий, факих и т.д.

– Чтобы быть имамом, примером для всех – нужно быть почти идеальным, получается ли у вас это?

– Да, действительно, имам должен быть примером. Бывает, звонят по разным случаям: кто-то заболел, кто-то не знает, как поступить в трудной ситуации, а бывает, что звонят совсем по пустячным делам, и именно в эти моменты ты должен проявить себя как эрудированный и готовый выслушать имам. Сабр (терпение) – главная составляющая религии, поэтому нужно всегда уметь слушать каждого с терпением и пониманием. Наш Пророк (с.г.в.) был самым лучшим примером, поэтому многие неверующие и язычники приняли ислам. Что касается меня, я стараюсь быть таковым.

– В религии есть спорные вопросы, и вот один из них – может ли имам слушать песни?

– Я считаю, что мунаджаты и мевлюды, которые пришли к нам с давних времен, разрешены для прослушивания, а также другие религиозные песни, которые вдохновляют нас на прекрасное.

– Что вы делаете во время самоизоляции? Есть ли работа для имамов?

– Первая неделя самоизоляции прошла дома. Но с начала месяца Рамадан мы приступили к работе. Искали спонсоров, разносили ифтары нуждающимся. Все помогли, чем могли: кто-то деньгами, кто-то едой, кто-то своим временем (волонтеры).

– Нужно ли быть имамам хафизами Корана?

– Не обязательно. Это непременно замечательно, если ты хафиз, и применяешь знания, аяты из Корана в своих проповедях. Но на сегодняшний день, к сожалению, в нашей республике не так много имамов- хафизов.

– В чем самая сложная задача имама?

– Будучи имамом, ты несешь ответственность, во-первых, перед Аллахом, во-вторых, перед народом. При совершении коллективного намаза, при поминках, нарекании новорожденного ребенка именем – за все, в первую очередь, спросится с имама. Также ты должен проповедовать религию ислама, и не каждый ее понимает с первого раза, к каждому нужен индивидуальный подход. Я бы сказал, что нет сложных и легких задач, скорее данная работа несет с собой большую ответственность, чем и определяется сложность.

– Что вас мотивировало стать имамом? Служил ли кто-то примером, авторитетом?

– Мой отец, начиная с 1992 года в Аксубаевском районе, является имамом мечети. Думаю, что интерес к религии я перенял через него. Так, окончив исламский институт, я также стал имамом мечети «Аль-Марджани».

– Есть некая тенденция – учёные мусульмане едут в Египет, Медину, Мекку для получения более глубоких знаний в исламе или для «повышения квалификации». Что вы думаете об этом?

– Хорошо, что мусульмане стремятся получать знания, но важно помнить, что, куда бы человек ни поехал, он не должен забывать свои корни. Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Также, они не должны перенимать менталитет другого народа, когда у нас своя история, традиции и особенности. Если его намерение – улучшить знания арабского языка, религиозные знания, и, приехав обратно, распространять ислам – то это поощряемо.  Хочу напомнить, что у нас есть своя Булгарская Исламская Академия, где учатся лучшие мударрисы и ученые.

– Смотрели ли вы постановку пьесы "Мулла" Туфана Миннулина? Что вы думаете об этом?

– Да, они показали муллу – как человека образованного, спокойного, мудрого, то есть таким, каким он и должен быть. Также отобразили то, как он борется с некоторыми невежественными людьми, наставляя их на прямой путь. Однако выясняется, что старый мулла – любитель выпить, что никак не связано с исламом, поэтому не могу отметить пьесу положительно или отрицательно, скажу лишь то, что спектакль неоднозначный.

– В татарской литературе многие писатели описывают имамов, как "служителей, которые ходят от одного маджлиса на другой, кушая пряности и собирая садака". Даже Габдулла Тукай в некоторых поэмах высмеивает их карикатуру. Ваши комментарии?

– Я настроен против данной литературы, ведь нарекание имамов такими свойствами возникает от незнания работы имама и религии в целом. Это недопустимо и необоснованно. Писатели, сочинившие подобные рассказы, возможно, просто не знали, что долг имама – это не только посещения маджлисов, но  также и другие обязанности. Это и забота о мечети, административные вопросы, работа с людьми и многое другое. Мечеть – это не просто бина, здание. Если бы эти писатели чаще посещали мечети, изучали религию, общались с имамами и видели их распорядок дня и обязанности – о таких высмеиваниях не шло бы и речи.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 371

Возврат к списку