Исламский взгляд на сновидения часть 1. Махмут Шарафутдин: «Во время сонного путешествия человек переходит в мир душ, с которыми он может общаться и обмениваться информацией»

Исламский взгляд на сновидения часть 1. Махмут Шарафутдин: «Во время сонного путешествия человек переходит в мир душ, с которыми он может общаться и обмениваться информацией» 16 Января 2019

Махмут Шарафутдин, имам-хатыб мечети "Шамиль", побеседовал с корреспондентом сайта «Исламский портал» и рассказал о тонкостях сна согласно исламу. Он разъяснил основные положения  касательно сновидений и поделился тем, как необходимо толковать сны, чтобы они несли положительный смысл.

 

– Расскажите, пожалуйста, каков исламский взгляд на сны? Что говорится о снах в Священном Писании?

–Одна треть жизни человека проходит во сне, поэтому в исламе также немало слов сказано и об этом. Если мы откроем Коран, то найдем очень много аятов, в которых упоминаются сновидения.

В одном из них говорится, что Всевышний ночью, когда человек спит, умертвляет его, то есть душа покидает тело человека и входит в мир усопших.  «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Корана 39:42).

Ученые говорят, что в этот момент между душой и телом остается маленькая тонкая нить и кому дарована жизнь, душа возвращается обратно, а чей жизненный удел прошел душа остается в том мире. В тафсире также сказано, что во время, так сказать, сонного путешествия человек переходит в мир душ, с которыми он может общаться и обмениваться информацией.

– Выдели ли сны Пророки (мир им), как они воспринимали сновидения?

В Коране говориться, что пророк Авраам (мир ему) получил послание от Аллаха  во сне о необходимости  принесения в жертву своего сына Исмаила. Авраам остался верен своему сну.

«Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне. Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: “О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?” Сын ответил: “О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет годно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым» (Коран 37:101-102).

Целая сура посвящена пророку Юсуфу (мир ему), в которой сообщается, что Аллах даровал Юсуфу (мир ему) понимание правильного толкования снов.

«Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» (Коран 12:6).

В этой суре рассказывается, как он, будучи в темнице, растолковал сны  двух узников, которые в последующем исполнились.

– Что говорил о снах Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)?

–В хадисах говорится о том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) часто, после утреннего намаза, поворачивался к своим сахабам с вопросом: «Кто из вас что-либо видел во сне?». Сахабы (да будет доволен ими Аллах), если что-то видели, то рассказывали о своих снах и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) давал им какие-либо объяснения. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение аллаха) также сам рассказывал свои сновидения и давал им трактовки.

Также из хадисов Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) передается, что Посланник Божий (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сновидение бывает трёх видов! Из них то, что от шайтана из числа ужасов, которыми он печалит сынов Адама. Из них то, что заботит человека, когда он бодрствует, а затем видит это во сне. И из них то, что от Аллаха, что является одной из сорока шестой части пророчества» (Ибн Маджа и Ибн Хиббан).

Хадиджа (да будет доволен ей Аллах) говорила, что первые послания и вдохновения Пророк Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) получал через вещие сновидения.

– Можно ли толковать сны? Как их растолковывать?

–Давать трактовку своим снам является сунной, но этим злоупотреблять нельзя. Некоторые люди, порой сильно увлекаясь трактовкой снов, уходят из реалий жизни. Поэтому увидев какой-либо вдохновляющий сон необходимо обратиться к книгам. Например, книга «Тафсир "Уль-ахлям"». Это труд выдающегося ученого ибн сирина, который написал толкование снов. Большинство людей обращаются к этой литературе.

Также можно обратиться к людям, которые разбираются в этом вопросе, и попытаться узнать, о чем говориться в сновидении.

– Расскажите, пожалуйста, о снах от Аллаха и от шайтана?

Ученые и богословы, изучая этот вопрос, говорят о том, что сын не все от Творца. Сны можно разделить на три категории:

1.           Сны от ума.

Человек во сне видит то, о чем он думает или то, чем заполнен его разум. Это сон на уровне тела, когда душа не покидает человека, и он видит лишь свои проекции воспоминаний и раздумий.

2.           Сны от шайтана.

Это когда человек во сне видит какие-либо кошмары. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если кто-либо из вас увидит плохой сон, то пусть не рассказывает об этом никому. Пусть встанет и совершит молитву».

 

3.           Сны от Аллаха.

Яркие и полные сны с хорошим смыслом – являются снами от Аллаха. Как правило, они всегда сбываются. Увидев такое сновидение человек, может найти ответ на какой-либо вопрос или огородить себя от  несчастья.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он слышал, как Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) изрёк: «Если кто-нибудь из вас увидел сон, который ему нравится, то это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и рассказывает другим о нём» (имам аль-Бухари).

– Кто может видеть правдивый, вещий сон?

–Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что самые правдивые из вас будут видеть самые правдивые сны.  

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда приблизится время, сновидения верующего почти всегда будут находить свое подтверждение. И самые правдивые сновидения будут видеть самые правдивые из вас в речах». Муслим 2263.

Поэтому если человек хочет, чтобы Всевышний сообщал ему какие-либо предупреждения или давал понимание какому-либо явлению, то он должен и в словах, и делах, и в мыслях быть правдивым.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 2448

Возврат к списку