Хава Шайдуллина: «Не каждый процесс материнства есть поклонение»

Хава Шайдуллина: «Не каждый процесс материнства есть поклонение» 25 Сентября 2018

Преподаватель, автор курсов по психологии, а также жена и мама троих детей  Хава Шайдуллина побеседовала с журналистом сайта «Исламский портал» и поделилась тем, почему мама и ребенок связаны неразрывной нитью друг с другом, в чем заключается ценность материнского воспитания и почему дуа родителей за детей принимаются без преград.

 


Как влияет мама на формирование личности ребенка?


«В зависимости от отношений матери с ребенком формируется его  характер, развитие личности, доверие и любовь к миру».


Может ли ребенок доверять миру? Это вопрос самореализации, то есть, если ребенок не доверяет внешнему окружению, он не будет раскрываться  в нем, потому что этот мир будет казаться страшным и пугающим.

Проблема отношений с другими людьми также зависит от типа привязанности, которая сложилась у ребенка с матерью. Дети выстраивают отношения с обществом так же, как родители взаимодействовали с ними в девстве.

Если, к примеру,  между мамой и дочкой была тревожная привязанность, то выходя замуж, дочь будет постоянно беспокоиться о том, что ее супруг разведётся и уйдет из семьи. Когда ко мне приходят клиентки с таким вопросом,  то во время консультации выясняется, что в  детстве мама не была устойчива в отношении с ними. Она не была постоянно в контакте с ребенком и в любой момент могла пропасть.

В зрелом возрасте, когда приходит время обзавестись собственной семьей,  эта психологическая травма давит на девушку и будто вынуждает ее контролировать и ревновать мужа ко всем вокруг. 

Другой пример. Если предположим, мама в детстве постоянно критиковала, подводила и отталкивала ребенка от себя, не удовлетворяла его, когда он подходил к ней с какой-либо потребностью, то тогда ребенок начинает пытаться выживать самостоятельно, потому что понимает, что надеяться на маму не безопасно. Девушки, которые росли в подобной среде, выходя замуж, подсознательно не будут надеяться на мужа и не смогут на него положиться.


«В зависимости от того, какой вариант привязанности существовал между родителями и детьми, на такой вид отношений и надеется человек с окружающими людьми».


Нередко ребенок, будучи уже взрослым, тоже может в любой момент соскочить и уйти, то есть не может дать стабильности своей семье.

Отношения с мамой формируют практически костяк человека, но самое страшное – это не тогда, когда мама дает ребёнку мало эмоциональной и физической близости, а тогда, когда мама вовсе отсутствует в жизни ребенка.    Например, когда мать оставила свое дитя на попечение чужих людей и лишила его контакта с собой. Это называется депривация, то есть сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности – психофизические или социальные.   

Депривация возникает в этом случае по причине того, что контакт с мамой осуществлялся только в процессе проявления физической заботы (кормления, укладывания спать), а эмоционально ребенок не получал какой-либо подпитки. Поэтому такие дети в будущем  практически не способны выстраивать отношения, построенные на эмоциональной близости, они воспринимают лишь рабочие или деловые.

 

Дуа родителей и детей. В чем заключается особенность данного вида поклонения.

Участие матери в жизни ребенка действительно очень важно, но, тем не менее, когда мы говорим, что от женщины зависит многое, есть те моменты, которые ей не подвластны. Например, религиозность ребенка. Казалось бы, мама вдохновляет ребенка, формирует его вероубеждение, но на прямой путь способен наставить только всевышний Аллах.

В этом вопросе женщина создает лишь причины, но результат не от нее зависит. Мы, по собственной прихоти,  не способны сделать человека мусульманином.


«Мусульманка обязана каждый день делать дуа за своих детей и просить у Аллаха направить их к истине».


Если мы прочтем историю ислама и посмотрим на жизнь сподвижников или жен Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то увидим, как все они делали дуа за детей.

Например, когда пророк Закарийя ибн Азан (мир ему и благословение Аллаха) будучи бездетным, просил у Аллаха ребенка, он не просил дать ему какого-то ребенка, он просил дать ему праведное потомство. Он делал акцент именно на религиозности будущих детей. И в итоге у него родился сын, который уже с раннего детства стал Пророком.

Другой пример. Пророк Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха) после каждого намаза делал дуа и просил у Всевышнего «О Аллах, сделай меня и мою семью встающими молитву». Как вы знаете, у него было два сына, которые стали Пророками, но при этом он все равно продолжал просить Господа, чтобы его потомство не пропускало и не оставляло намаз.

Мать Марьям бинт Имран (да будет доволен ей Аллах),  когда узнала, что дочь беременна, в первую очередь сделала дуа и на протяжении всей беременности просила Аллаха о здоровье и богобоязненности будущего внука. Мы видим, что пророки и жены пророков всегда делали дуа за своих детей. Они не надеялась лишь на свой пример, на свою веру и свою набожность.

Пророк Нух (мир ему и благословение Аллаха) был пророком, но его сын стал неверующим.


«От уровня богобоязненности родителей, от их веры и воспитания не зависит напрямую религиозность потомства».


Да, мы закладывает фундамент, но путь ребёнок выбирает сам. Очень важно, чтобы родители просили Бога за них, и также дети делали дуа за своих родителей. Особенно важно чтобы дети делали дуа за своих родителей после их смерти.

Есть два хадиса относительно матери и ребенка:

Первый хадис гласит о том, дуа родителей за ребенка принимаются без какой-либо преграды и второй хадис о том, что дуа ребёнка за умерших родителей также принимаются без препятствий. При жизни, мы, конечно, тоже можем просить за близких, но приведет ли это к тому, что они примут ислам и встанут на праведный путь гарантии нет, это зависит только от Аллаха.

 

Материнство как акт поклонения Всевышнему Аллаху.


«Каждое действие в жизни мусульманина должно быть поклонением с намерением получить довольство Аллаха».


Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что даже акт создания ребенка является поклонением. Тогда что говорить про беременность, роды, кормление и воспитание?

Есть много хадисов о том, что когда женщина беременеет, ей записывается награда, как постящейся днем и выстаивающей молитву ночью. За каждый глоток молока, которым ребёнок кормиться идет награда, когда начинаются схватки, даже ангелы не знают, насколько велика награда, которую даст Аллах.


«У любого поклонения есть два условия. Если эти условия не соблюдены, какое бы хорошее действие человек не совершил, оно не сочтётся как акт поколения Господу».


Первое условие – это ният (намерение), то есть ради чего мы это делаем. Если человек читает Коран ради того, чтобы его похвалили, то чтение Корана не засчитается как поклонение. Если женщина хочет родить ребенка с намерением удовлетворить какие-либо свои потребности, то в этом случае материнство тоже не становиться поклонением. Аллах не нуждается в наших поступках, если оно не совершено при правильном намерении.

И второе условие – соответствие шариату, дело, которое выполняется по Корану и сунне.

Если человек совершает намаз, смотря на идолов или без омовения, то молитва не является поклонением. Верующий в этом случае не соблюл необходимые условия.

Также и с материнством.


«Не каждый процесс материнства есть поклонение».


Если женщина постоянно ругает, бьет детей, занимается только своими делами, не оказывая должное внимание им, то это не говорит о том, что она занимается воспитанием детей и ей записывается награда. Если мать не  обучает ребенка религиозным знаниям, если она не милосердна, не проявляет мягкость – это не процесс материнства.


«Воспитание детей в рамках шариата с намерением довольства Аллаха является истинным проявлением покорности и богобоязненности женщины».


Исключительная роль женщины-матери. В чем заключается риск?


«Если женщина возлагает только на материнство большие надежды и начинает жить ради детей, то процесс материнства в этом случае называется –  процесс нездорового слияния».


Процесс здорового слияния  происходит в том случае, когда женщина поглощена материнством с момента беременности до первого года жизни с ребёнком. После первого года жизни и до трех лет необходимо постепенно отдаляться.

Если после трех лет привязанность и чрезмерная опека сохраняется,  то это однозначно психологически не здоровая история. При таком слиянии женщина чувствует себя тревожно, а ребенок растет неуверенным в себе.

Подобные отношения могут вызвать тревожность и страхи у ребёнка, так как  постоянное желание ребенка контактировать с мамой не есть нормальное поведение.  Маме необходимо отпускать детей, доверять им.

Во-первых, когда женщина находиться вне здорового слияния, она автоматически дистанцируется от мужа. У нее нет сил на личную жизнь, ей не хочется проводить время с супругом, а вечером все время мерещиться, что ребенок проснулся и плачет. В итоге она не может расслабиться в контакте с мужем и их отношения начинают давать трещину, потому что мужчине хочется жену рядом,  а не женщину, которая  с головой  ушла в материнство.

Во-вторых, идет проблема блокирования личностного развития. Эта тревожность не дает ей расслабиться. Мать не в состоянии спокойно  прочитать книгу, послушать лекции, и тд. Нездоровое слияние негативно сказывается и на самом развитие ребёнка.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

Фото: Хава Шайдуллина



Количество показов: 105

Возврат к списку