Ибрагим Шайхабзалов: “На каждого из нас возложена священная миссия воспитания праведного потомства”

Ибрагим Шайхабзалов: “На каждого из нас возложена священная миссия воспитания праведного потомства” 19 Апреля 2018

Заливистый смех и горькие слезы, послушание и капризы, радость новых побед и горечь поражений – одним словом, дети. Забота о них и воспитание достойными людьми – тяжелый труд, требующий терпения и мудрости. О воспитании детей в исламе журналисту “Исламского портала” поведал проректор по воспитательной работе Российского исламского института Ибрагим хазрат Шайхабзалов

 

–Ибрагим хазрат, скажите, каковы отношения родителей и детей в исламе? Не сводится ли патриархальный уклад семьи к “игре в одни ворота”?

–Стоит отметить, что родители и дети в исламских семьях имеют взаимные права и обязанности. Для начала вспомним случай, который произошел во время правления Умара ибн аль-Хаттаба. К нему пришел мужчина, жалуясь на непослушание своего сына, на что халиф приказал привести юношу для наказания. Мужчина привел сына и задал вопрос: “О Умар, есть ли какие-либо обязанности у родителей перед детьми?” Тогда Умар ответил: “Да, есть. В первую очередь мужчина должен выбрать праведную жену, которая будет хорошей матерью. Во - вторых, выбрать хорошее имя. В – третьих, дать детям образование, обучить их религии.” Юноша воскликнул: “Клянусь Аллахом, отец не дал мне ничего из этого!” Услышав это, халиф сказал мужчине: “Клянусь Аллахом, ты опередил своего сына в непослушании.”

Таким образом, обязанности родителей начинаются еще до рождения ребенка. Как было сказано ранее, важно подойти к вопросу выбора жены с умом: думать о будущем, о том, какой матерью она будет; дать ребенку красивое имя с благим зхначением, обучить ребенка, подготовить его для дальнейшей самостоятельной жизни. Однако нужно понимать, что между детьми и родителями недопустимо возникновение потрабительских отношений: нельзя упрекать друг друга в том, что кто-то кому-то чего-то не додал. Даже если родители чего-либо не дали из того, что должны были дать, мы не можем упрекать их в этом, потому как сказано в Священном Куръане: “Не говори им (родителям) «уф»…” («аль-Исра», 23 аят). И как показывает практика, такой открытой и искренней любви между взрослыми, как у детей к родителям и родителей к детям, не бывает.

–Воспитание детей сложный процесс. Есть ли для мусульман в этом вопросе какой – либо ориентир?

–Да, конечно. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является наилучшим примером в любом деле. Говоря о его отношениях с детьми, стоит обратить внимание как он вел себя со своими внуками Хасаном и Хусейном: он мог долгое время не подниматься из земного поклона во время совершения намаза, боясь причинить вред залезающим на него озорникам, когда он приходил в гости к своей дочери Фатиме, он не уходил от них, пока мальчики не засыпали, потому что  даже в мелочах он не хотел огорчать их. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) проявлял любовь к детям, целовал их, делал подарки.

Как Вам кажется, есть ли разница в воспитании молодежи времен Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и современным молодым поколением? Вам приходится работать с большим количеством студентов. Какова их особенность?

–Совершенно не вижу различия. Некоторые жалуются, мол, в наше время... Да, сейчас появилось больше возможностей, огромный поток информации, с которым постоянно приходится сталкиваться, в связи с этим расширился горизонт увлечений, интересов, желаний молодежи. Но на мой взгляд, дети во все времена были одинаковыми. Единственное, ныняшняя молодежь менее самостоятельная. Возможно, это связано с тем, что 90-е годы были тяжелыми, и семьи имели только одного – двух детей. А когда детей мало, им уделяется очень много внимания, так или иначе начинаешь баловать. Во все времена семьи имели большое количество детей, соответственно, и детям приходилось раньше взрослеть.

–Есть ли  различие в воспитании мальчиков и девочек? Какие методы наиболее эффективны?

–У меня четыре девочки и один мальчик. Различия есть даже между самими девочками. Все дети индивидуальны, я бы даже сказал, по-своему уникальны. К каждому ребенку нужно найти подход, учитывая особенности его нрава, характера, склада ума. Ому-то достаточно “пряника”, а кто-то понимает только “кнут”. Даже сподвижники воспитывали детей по-разному, порой даже очень сурово, несмотря на мягкое отношение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к своим детям. Кнут в переносном значении конечно же. Хотя есть хадис, в котором разрешается прибегнуть к наказанию: в воспитательных целях можно шлепнуть. В целом, какого-то универсального “рецепта” нет и быть не может, на мой взгляд.

–Как Вы считаете, по каким причинам чаще всего возникают конфликты между родителями и детьми?

–В первую очередь, недопонимание и потребительское отношение друг к другу. Когда появляется нечто подобное, потихоньку исчезает искренняя любовь ребенка к родителям и наоборот.

Родителям стоит уделять больше внимания своим чадам. Даже на примере сада: кто получит лучший урожай: тот, кто регулярно поливает и ухаживает за ним, или тот, кто забросил его? Дети – наш сад, который также нуждается в заботе, уходе и внимании. Предоставленные самим себе дети, конечно, вырастут, но какие плоды они принесут, какие отношения с ними будут в дальнейшем и что они смогут со временем дать своим детям? Важно своевременно выстроить крепкие доверительные отношения с ребенком, стать ему наставником и другом.

–Что важнее: иметь авторитет или быть в доверительных отношениях? Как добиться взаимопонимания?

–Одно другому не мешает. Авторитет важен в плане подражания ребенка родителю. Будет ли ребенок совершать то, что ты не делаешь сам? Если ты имеешь авторитет в глазах ребенка, он будет доверять тебе. Здесь остро стоит вопрос честности. При воспитании детей нельзя прибегать к каким-либо обманным приемам. Взять такого персонажа, как Дед Мороз. Годами искусственно поддерживать иллюзию его существования. Для чего? Многие не замечают, что сами начинают строить отношения со своими детьми со лжи. Казалось бы, мелочь... Но ведь это не единичный случай. О  каком доверии тогда может идти речь? Важно быть честным с ребенком в любых вопросах. Кроме прочего, это будет способствовать закалке его характера, росту личности и рациональному взгляду на жизнь. С детства должно быть понимание того, что откуда-то со стороны ждать чуда не имеет смысла:  нужно делать сабап (причину) и Всевышний даст им то, что будет благом.

Взаимопонимания можно добиться, ведя себя так, как подобает мусульманину. Ислам охватывает все сферы жизни человека, в том числе и отношения между членами семьи. Большое значение имеет сохранение взаимоуважение. Нужно быть живым примером для подражания, а не требовать того, на что сам не способен. К слову, даже ученые не требовали от учеников то, что не могли сделать сами. Однажды к Абу Ханифе пришел отец одного из учеников с просьбой сделать сыну замечание, поскольку тот ел очень много меда. Прошло несколько недель, но ничего не менялось. Отец шакирда подошел к ученому во второй раз с вопросом почему тот так и не сделал замечание и получил такой ответ:”Я решил вначале сам отказаться от меда, и лишь потом запретить ему есть мед.” Есть над чем задуматься, не так ли?

К тому же, важно дать ребенку понять, что он значим. Необходимо вести диалог. Тогда и он, делясь своими мыслями и чувствами, будет чувствовать себя нужным, и вы будете знать, что его беспокоит, иметь возможность помочь, направить его, поделиться своимм знаниями и опытом.

На каждого из нас возложена священная миссия воспитания праведного потомства. А значит, будущее уммы – в наших руках.

 

Материал подготовила: Динара Фазлиева


Количество показов: 1829

Возврат к списку