Голосовать или не голосовать? – Исламский взгляд на выборы
В преддверии выборов президента Российской Федерации, которые состоятся сегодня 18 марта, заведующий кафедрой религиозных дисциплин Российского исламского института Мухаммад хазрат Муратов поведал нам исламский взгляд на голосование
– Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух, уважаемый Мухаммад Рустамович, расскажите, пожалуйста, каково значение выборов в исламе?
– Уа алейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракятух. Выборы – это демократическая процедура. Если обратить внимание на историю правления праведных халифов, в ней как раз-таки можно отметить проявление демократии. Демократии, немного отличающейся от западного понимании, определение которой используется на сегодняшний день. Мы понимаем ее как систему, которая символизирует вольность заявлений людей, свободу выражения мыслей, свободу выбора. Есть такое понятие, как суверенная демократия, то есть в рамках любой цивилизации, любого народа, в том числе и мусульманского, есть понятие свободы выбора руководителя. Только ее формы могут отличаться, но исторически сама концепция выборов всячески заслуживает внимания и уважения. Считается, что тот небольшой период правления праведных халифов является торжеством демократии именно в исламском понимании. В то время выбор правителя заключался не в наследственной передачи власти, а в выборе наиболее достойного кандидата с учетом его нравственных и управленческих качеств. В конце концов, в связи с наступлением смут, данный подход был утерян. Это отразилось на последующем развитии мусульманской уммы.
Выборы имеют огромное значение. Речь идет о том, что любое общество, в том числе и немусульманское, хочет, чтобы им руководил тот, кто является достойным в плане личностных качеств, а также компетентным с точки зрения профессионализма. Поэтому, если система дает возможность проявить себя, а умма имеет возможность выбрать, то мы это приветствуем.
– Почему некоторые мусульмане отказываются голосовать? Есть ли какое-то обоснование данного явления?
– Начнем с того, что политическая система выборов имеется практически во всех странах мира, в том числе и мусульманского мира. Она стала обыденным явлением. Если взять мусульманские страны, то некоторые люди отказываются от референдума по причине отсутствия в программах кандидатов какой-либо исламской направленности, исламской мысли, путей развития ислама. Они просто не видят смысла в голосовании, которое никак не нацелено на развитие ислама во всех его областях. Сейчас я говорю о точке зрения исламского мира на эту проблему. Исходя уже из нашей специфики, мусульман в нашей стране меньшинство. Мусульмане, проживающие в странах, где они являются «меньшинством», заключают так называемый негласный договор с «большинством». Исходя из этого договора, мусульмане есть полноправные граждане этой страны, это их Родина, они хотят, чтобы их страна развивалась. Также они имеют свои, в частности исламские, ценности. По договору государство, как «большинство», позволяет этим исламским ценностям существовать и развиваться, то есть, нет никаких притеснений – в стране есть мечети, где проводятся исламские обряды, есть возможность получения образования и так далее. Даже если сравнить страны Ближнего Востока, в которых имеются сложные условия, столкновения, и Российскую Федерацию, то в нашей стране мусульмане относительно имеют больше возможностей развития.
На сегодняшний день существует три возможных пути развития мусульман в странах, где они являются «меньшинством». Первый вариант – ассимиляция, то есть постепенное исчезновение. Это когда мусульмане ассимилируются с другими народами и конфессиями. Этот путь неприемлем. Второй вариант – остановиться в развитии и оставаться на прежнем уровне. Третий вариант – быть активными членами общества, чтобы мусульмане, укрепляя свою страну, укрепляли и свою умму, то есть, чтобы было развитие мусульман в плане воспитания молодежи, образовании и других областях. Исходя из этого, мусульмане должны активно участвовать в развитии страны. Им следует общаться с высокопоставленными лицами, от которых зависят какие-то решения, доносить до них свою позицию. Необходимо использовать ресурсы СМИ по тем или иным вопросам.
К счастью, в настоящее время, мусульманское сообщество проявляет заметную активность в мире. Если взглянуть на Запад, мы видим, что некоторые мусульмане занимают должность мэра, некоторые являются членами парламента, министрами. Все это говорит о том, что мусульмане используют свои подходы в решении каких-то общественных проблем. Например, существует исламский подход в работе с наркоманами через дагават, в котором можно заметить положительный результат. Мы видим, что мусульмане могут использовать свои преимущества для решения общественных проблем. Не нужно отказываться от такой возможности, не нужно отказываться от своей идентичности и от своих ценностей, которые могут пойти на пользу всего общества. Поэтому мы считаем, что отказ от участия в выборах для мусульман это есть не что иное, как ущемление гражданских прав. Когда мусульмане отказываются от референдума, они сами себя лишают этих прав. Участие в выборах, а также выдвижение и дальнейшая поддержка своих кандидатов позволят обладать различными государственными, административными ресурсами, которые дадут больше возможностей для решения проблем самих же мусульман.
– Существует ли запрет на голосование в каком-либо из мазхабов?
– На самом деле эта проблема совершенно новая. Если говорить о классических мазхабах, то в них, конечно же, рассматриваются и политические вопросы. Например, труд известного ученого аль Маварди «Властные нормы и управление религиозными делами», в котором рассматривается ведение шариатской политики, управление, понятие и соотношение власти, оппозиция. Хочу отметить, что в исламе термин «оппозиция» понимается немного иначе, чем в современном мире. С исламской точки зрения оппозиция выступает против любого насилия. Оппозиция может выражаться в неповиновении, но никак не в пролитии крови и не в каких-либо столкновениях, которые происходят в современном мире.
Участие в современных выборах не могут рассматриваться по той причине, что в то время, когда существовала исламская система, власть была мусульманская, государство было мусульманское, и сама система власти представляла собой ислам. Эти нормы были характерны для того времени. Сейчас ситуация немного иная. Даже в мусульманских странах степень участия шариата довольно-таки ограниченная. Фактически, нет ни одной страны в мире, которая бы стопроцентно соответствовала шариатской государственной системе устройства. Но в любом случае, идет развитие в обществе, направленное на улучшение жизни. Во многих странах присутствуют проблемы коррупции, несправедливости, экологические проблемы и так далее. Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Этот хадис передал Муслим. Исходя из хадиса, стоит задаться вопросом, как же мусульманин может отказываться от участия в решении данных проблем? Участие в процессе решения проблем, даже в современной форме, приветствуется, разве не так?
– На сегодняшний день некоторые люди принципиально отказываются принимать участие в выборах, объявляя тем самым некий бойкот. Как ислам смотрит на данное явление?
– Знаете, мне кажется, этот вопрос нужно рассматривать не со стороны ислама. Это явление существует на уровне страны. Граждане, принципиально отказывающиеся от выборов, просто отчаялись, не видят никаких изменений, хотят перемен. Они объявляют так называемый протест. По их мнению, люди приходят к власти, но ничего не делают, не решают имеющиеся проблемы. Люди устали участвовать в голосовании, которое не несет в себе ожидаемого результата. С другой стороны, чего можно добиться протестной формой? Если совсем ничего не делать и пустить все на самотек, то вообще не будет возможности что-то изменить. Этот вопрос нужно рассматривать не со стороны ислама, а со стороны государства. Возможно, государству стоит предпринять какие-то меры, чтобы изменить настрой отчаявшихся граждан, внести изменения в предвыборную кампанию, в сами выборы, которые приобрели бы такой формат, который действительно стал бы эффективным и обеспечил поступательное развитие.
– По каким критериям мусульманину необходимо оценивать кандидатов? На что обращать особое внимание?
– Конечно же, при выборе кандидата мусульманам, как и всем людям, следует обращать внимание на его профессионализм и на степень доверия к нему. Избиратели не должны слепо ориентироваться на обещания предвыборной кампании. Они должны анализировать реальные результаты деятельности кандидата, его вклад в развитие страны, чтобы быть уверенным, что и в дальнейшем он будет добросовестно продолжать свою работу во благо страны.
– Как известно, все дела оцениваются по намерениям. С каким же намерением мусульманин должен «поставить галочку»?
– Во-первых, намерение, что он исполняет свой государственный долг с надеждой на то, что его голос приведет к реальным позитивным изменениям, в том числе и у мусульман. Внесение своего, пусть и небольшого, вклада в развитие страны с правильным намерением, Ин ша Аллах, будет оценено Всевышним.
Подготовила Алина Кашапова
Фото: http://islamdag.ru/news/17968
Количество показов: 3066