Татьяна Седанкина: "Теолог должен быть образованным и грамотным человеком"
Татьяна Евгеньевна, для тех, кто не знаком с понятием «теология», или же не знаком в полной мере, не могли бы рассказать, что же такое теология и чем она отличается от богословия?
Сразу хочу начать с того, что однозначный ответ на вопрос «Что такое теология?», дать очень сложно. Существует две противоположные точки зрения. Первая заключается в том, что теология и богословие – это равнозначные понятия. Эта точка зрения восточной школы. При этом в исламском мире существуют как факультеты шариатских наук, так и факультеты «Усуль ат-дин» - то есть факультет теологии. И хотя восточная школа считает, что это очень близкие термины, однако реально между ними разделение существует.
Согласно другой точке зрения, которой придерживаюсь я, теология коренным образом отличается от богословия, так как, на мой взгляд, богословие занимается изучением чисто религиозных, богословских вопросов, которые на научную основу поставить крайне сложно. А в связи с тем, что теология вошла в номенклатуру научных специальностей и считается светской наукой, то однозначно можно сказать, что теология и богословие это разные вещи. Также я склонна к этому мнению, поскольку и в нашем вузе есть факультет исламских наук, где готовят богословов и отдельно факультет теологии. При этом обучение происходит по разным стандартам, по разным программам, студентами изучаются разные дисциплины, формирующие разные типы мышления.
Исходя из этого, можно ли говорить, что теолог может быть богословом, а богослов теологом – нет?
Я думаю, что как богослов не может быть теологом, так и теолог богословом, так как каждый из них обладает совершенно разным типом мышления. Богослов глубоко погружен в узкую область богословских знаний, теолог же имеет более широкое мышление, и в узких богословских рамках ему будет просто тесно.
А если продолжить вопрос определения теологии, хочу сказать, что теология - вторая философия с претензией на статус мета-науки, так как она дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге, но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология – все-таки часть религиозного мировоззрения. Таким образом, теологическое мировоззрение - это разум веры, а теология – это высший уровень религиозного сознания, ставящий перед собой цель рационального обоснования религиозного вероучения в той форме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям общественного сознания. Теолог – это исследователь, владеющий научной методологией, а следовательно, имеющий светское образованием, и в то же время, занимающийся изучением богословия изнутри.
Сегодня открывается большое количество теологических факультетов, кафедр и даже в светских вузах. Как вы считаете, с чем связана популярность теологии в последнее время?
Человеку всегда интересно все новое. Хотя теологию вернее будет охарактеризовать не как новое направление, а как хорошо забытое старое. Если проследить историю развития науки и религии, мы увидим, что постоянно происходит то сближение, то отдаление их друг от друга. Сейчас мы стоим на пороге подлинного сближения богословия и теологии. На мой взгляд, теология является как раз связующим звеном между теологией и религиоведением. Я бы хотела проследить ретроспективу развития теологии в России. В 2002 году утверждена специальность теолога, здесь же одобрен стандарт проекта по теологии. В 2002 году в Российском исламском институте открывается факультет теологии. В 2015 году высшая аккредитационная комиссия включает теологию в номенклатуру научных специальностей, и с этого момента начали открываться факультеты теологии в светских учебных заведениях. В октябре 2015 года утвержден новый стандарт теологии, который вызывает много споров, поскольку не могут дать однозначного ответа, чем отличается теология от религиоведения, богословия, исламоведения, но в спорах рождается истина. И если проследить, как открывались другие ученые советы, как внедрялись новые дисциплины, мы увидим, что они также проходили сложный путь развития. По теологии уже открывается ученый совет, что позволит защищать кандидатские и докторские диссертации именно по теологии. Параллельно открывается и Болгарская исламская академия, где будут готовить исламских магистров и докторов богословия.
Какие тенденции, проблемы наблюдаются в современной теологии, в каком направлении идет развитие этой науки?
Первая проблема как раз заключена в том вопросе, с которого вы начали интервью, то есть, что такое теология. Второй проблемой можно назвать поиск отличия теологии от смежных дисциплин, таких как религиоведение, исламоведение, истории религий и т.д. Также перед современными исследователями стоит задача решения проблемы классификации теологии, то есть поиск ответов на такие вопросы, как: Может ли теология быть светской?; может ли теология быть сравнительной?; кто такой теолог в принципе. Таким образом, вопросов требующих ответов сегодня очень много, но до тех пор, пока мы не начнем их задавать, они так и останутся без ответов. А как мы знаем, правильно заданный вопрос – уже половина ответа на него.
Продолжая тему, хотелось узнать, какие запросы современное общество направляет в адрес теологов?
Ответить на этот вопрос постараюсь, приведя в качестве примера студентов нашего института. К примеру, если студенты-бакалавры проходят практику в мечети, это не говорит о том, что факультет теологии готовит служителей религиозного культа. Конечно на начальном этапе, как мне кажется, теолог должен пройти начальную школу имама, но на этом не останавливаться, а развиваться дальше и, я так предполагаю, теологи должны работать в государственных структурах, в советах по межрелигиозному взаимодействию. Я думаю, что наши выпускники будут востребованы: как теологи в светской жизни, так и богословы в религиозной. И я надеюсь, что оба эти направления, дополняя и обогащая друг друга, составят духовную элиту нашего общества. Это как две грани, две стороны одной медали: одна – теолог, другая – богослов.
Вы сказали, студенты-теологи проходят практику в мечети. А может ли теолог работать имамом?
Программа подготовки теолога предполагает работу в мечети, но это не есть конечная цель. В случае продолжения обучения в магистратуре, студенты проходят практику в других религиозных структурах. Но в принципе, работать могут и в качестве имамов. Мне кажется, что теолог все-таки больше ориентирован на преподавательскую, экспертную деятельность.
Ранее вы также сказали, что теологи могут работать в государственных структурах. А как вы считаете, само государство заинтересовано в этом?
Судя по тому, что факультеты теологии открываются в светских вузах, государство считает, что теологи нужны. Все больше людей осознают, что современный мир является многополярным, в связи с чем, на первый план выдвигаются идеи интеграции и консолидации общества. В настоящее время призывы к солидарности, толерантности и ненасилию прослеживаются практически во всех областях жизни. Это указывает на глубинные сдвиги в общественном сознании, благодаря чему становится возможным взглянуть на мир как на сверхсложную многоуровневую целостную систему. Поэтому именно сейчас нужны специалисты, обладающие высоким уровнем религиозного сознания, широтой мышления, разум веры. Поэтому я думаю, что государство заинтересовано в специалистах, обладающих такими качествами.
Хотелось бы также затронуть тему ваших выпускников. С какими трудностями приходится сталкиваться вашим студентам, выпускникам?
Я думаю с такими же трудностями, как и другие выпускники. Поскольку сейчас после окончания вуза распределение специалистов отсутствует, то с проблемой трудоустройства сталкивается практически каждый выпускник. Студент, завершивший обучение даже с красным дипломом, сам ищет себе работу. Поэтому сказать, что только наши студенты испытывают такие трудности нельзя. Тот, кто желает получить знания и тот, кто осваивает программу, он будет востребован. Например, некоторые наши выпускники работают в различных структурах ДУМ РТ, в управлении по взаимодействию с религиозными объединениями, сотрудниками Совета муфтиев России, муфтиями регионов. Нам есть, кем гордиться.
Можно уточнить, а эти выпускники обучались в РИИ, уже имея эти должности, или же после окончания вуза получили их?
Вопрос хороший. Вы правильно заметили, часть из них действительно обучались у нас уже, будучи муфтиями и сотрудниками муфтиятов, например. Но тут возникает другой вопрос: Зачем, имея такие должности, они идут обучаться на теологов? Думаю, что они осознают, что в их профессиональной деятельности необходимы и такого рода знания. Причем эти уважаемые люди обычно не афишируют свои должности и заслуги, а поступают и обучаются на общих основаниях, также сдают экзамены.
Подводя итоги, не могли бы вы сказать, как на ваш взгляд должен выглядеть идеальный выпускник-теолог?
Идеальный теолог должен быть образованным, грамотным, знающим арабский язык – язык религиозных текстов, и в тоже время знающим и исповедующим свою религию, то есть глубоко верующим человеком. Также теолог должен обладать знаниями других религий, причем воспринимая их не как враждебные, а как имеющие право на существование.
Вы отметили, что теолог должен быть верующим человеком, а может ли теолог быть атеистом?
На мой взгляд, однозначно, нет, хотя светская теология это и предполагает.
Беседовал Ильдар Тазиев
Количество показов: 4799