Гузель Валеева-Сулейманова: Ислам стал основой для развития высокой государственной культуры Волжской Булгарии

Гузель Валеева-Сулейманова: Ислам стал основой для развития высокой  государственной культуры Волжской Булгарии 16 Июня 2016 Каждое лето в городе Булгар состоится одно из важнейших событий в жизни мусульман России – «Изге Болгар жыены». Тысячи мусульман посетят дорогие для их сердец места, откуда начиналась многовековая история ислама на нашей земле. Ислам дал мощнейший толчок к развитию государства Волжская Булгария, став основой для формирования булгарской и татарской цивилизации. Как изменил ислам культуру древних булгар, куда ушел булгарский «звериный стиль», где хранится знаменитый булгарской сафьян? Об этом мы спросили известного специалиста в области мусульманского искусства, доктора искусствоведения, профессора Гузель Фуадовну Валееву-Сулейманову.

Гузель Фуадовна, правильным ли будет утверждение, что именно ислам создал и укрепил главные традиции булгаро-татарской культуры, в том числе и искусства?

Я бы не стала утверждать, что в этом главную роль сыграл только ислам. Есть многовековая история доисламского развития булгарской культуры и искусства. Во многих своих традициях – если мы возьмем различные виды художественных ремёсел, технологии, орнамент, художественный язык – булгарское искусство восходит к древнетюркской культуре. Конечно, вся история булгарской и татарской цивилизаций связана с исламом, со времени, когда он официально был принят в 922 году Волжской Булгарией. Естественно, для эпохи средневековья это было прогрессивным явлением, потому что вся духовная жизнь, политика, культура, искусство находились в лоне развития передовой в то время мусульманской цивилизации. Ислам, будучи элементом мощной государственной идеологии, привнес новые прогрессивные идеи в булгарское общество, помог сплотить в рамках крупного государства, каким являлась Волжская Булгария, различные булгарские племена. На основе достижений исламской культуры развивалась булгарская городская культура, оказавшая влияние на характер развития искусства и ремёсел. Если до этого каждое булгарское племя было носителем локальных этнических традиций, то с принятием ислама происходит развитие единой булгарской культуры в рамках централизованного государства.

Как вы охарактеризуете доисламский период в Волжской Булгарии с точки зрения развития культуры и искусства?

Это был важный период в истории булгарской цивилизации. Расцвет исламской культуры приходится на эпоху формирования булгарской государственности, доисламский период связан с древнетюркской эпохой, тем периодом, когда происходило становление этногенетических традиций булгарской культуры. С доисламским периодом связано формирование определенных этнических различий, отчасти сохранявшихся и в начальный период развития булгаро-татарской цивилизации. Именно в этот период уходят генетические корни булгарской культуры, которая затем влилась в культуру татар Поволжья и Приуралья. Уже в те далекие времена происходило становление таких характерных для булгар и татар видов искусства, как обработка металла, ювелирное дело, войлоковаляние, ткачество, вышивка, орнамент, которые затем преемственно развивались и в исламский период. В татарском костюме ярко выявляются тюркские традиции, а влияние ислама отразилось в появлении новых форм одежды, таких как длинные распашные халаты, женские платья, некоторые виды головных уборов – чалма, тюбетейки. У тюрок женщина, как и мужчина, была наездницей, и поэтому комплекс и мужского и женского костюма имел сходство. Это рубаха - «кулмэк», штаны, заправленные в кожаные сапоги –«ичиги» и куртка – «камзол». С принятием ислама у женщины определилась новая роль в обществе, и короткая рубаха заменилась на длинное платье, однако структура тюркского костюма: рубаха (платье), штаны (шаровары) и камзол сохранилась в татарском национальном костюме вплоть до начала 20 века. Эта структура татарского костюма была, как видим, заложена еще в домусульманский период. Есть и другие традиционные виды искусства, например, обработка кожи, которые также восходят к древнетюркским временам. Это и многие мотивы орнамента, представленные на татарских надгробных камнях, остатках архитектурных сооружений, ювелирных изделиях и других. С проникновением исламской эстетики из булгарского искусства постепенно уходят или же узорно стилизуются изображения отдельных животных, например птиц, основную роль играет цветочно-растительный орнамент.

Действительно, запрет на изображение животных считается одним из основных принципов мусульманского искусства. Насколько сильно это повлияло на развитие искусства в Волжской Булгарии?

Вообще в Коране нет, как такового, запрета на изображения живых существ. В качестве обоснования данного запрета приводят отдельные выдержки из Хадисов. В культуре ислама изображение животных и, особенно людей не одобрялось, поскольку в начальный период его становления приходилось бороться с язычеством и идолопоклонством. В булгарском искусстве доисламского времени изображения животных были в основном связаны с мифами, сказками. Многие из этих образов и сюжетов ныне утеряны. Из сохранившихся сюжетов в татарском фольклоре известен популярный миф об уточке сотворившей Землю. Она плавала в океане и нырнула для того, чтобы поднять комочек земли со дна океана, так появилась суша. Образ данной уточки можно увидеть в булгарских украшениях - височных подвесках, относящихся к мировым шедеврам ювелирного искусства. Кроме того, в домусульманских верованиях кочевых тюрок, в том числе булгар, изображения животных были связаны с прародителями рода. Считалось, что каждый род имеет свой тотем. Это было животное или птица, их изображения часто встречаются на изделиях булгарского искусства.

С принятием ислама, появились новые актуальные для эпохи сюжеты, тотемизм, как и мифология, канул в языческое прошлое. Поэтому, постепенное исчезновение изображений животных в булгарском искусстве связано не с «запретами» ислама, а с новой идеологией, вытеснявшей отжившую старую. Просто эти образы доисламского искусства перестали быть актуальными, интересными для образного воспроизведения в творчестве художников.

В исламском искусстве запрещается изображение Аллаха и его Пророка. Хотя есть примеры, в частности в шиитской традиции, изображения Пророка с вуалью закрывающей лицо и с огненным нимбом вокруг головы. В суннитской традиции изображений Аллаха и его Пророка не допускалось.

Как известно, принявшие ислам тюрки и арабы в своей основной массе были кочевниками. В кочевой культуре сформировалось собственное художественное мировоззрение, отличное от культуры лесных и оседло- земледельческих народов. Например, в языческом искусстве тюрков тоже запрещалось изображать человека. Об этом свидетельствуют труды этнографов, побывавших у алтайских тюрок, северных охотников. По воззрениям этих народов, нельзя изображать человека без освящения его шаманом. Если мы окинем взглядом тюркское кочевническое искусство, то увидим, что в нем нет изображений человека. Тюркская монументальная скульптура, так называемые балбалы, воспроизводит изображения родовых и племенных вождей, которые, естественно, ставились с соблюдением языческих обрядов. На предметах декоративно-прикладного искусства изображений человека практически не встречается.

Символом Татарстана является Ак Барс – он изображен в гербе республики. Можно ли считать нашего белого барса продолжением булгарского «звериного стиля»?

«Звериный стиль» воспроизводит изображения зверей в сложившейся иконографической традиции. Ак Барс на татарстанском гербе изображен в современной стилистике, не так, как его когда-то изображали булгары. Герб создан современным художником – Р.Фахрутдиновым, который изобразил барса в своей собственной трактовке, причем в ней присутствует стиль скорее характерный иранскому искусству сасанидского времени, нежели булгарскому. В частности, это относится к щиту на теле барса и к самой постановке фигуры с поднятой лапой. В булгарской традиции барс изображался по-другому. Например, знаменитая «маклашеевская всадница», которая сидит с ребенком на барсе, изображения барсов на металлических накладках.

Кстати, многие задаются вопросом, почему на гербе Татарстана изображен именно барс, ведь барсы не водятся в Поволжье? При утверждении данного герба его разработчики связывали образ барса с барсилами - булгарским племенем, проживавшим до прихода в Поволжье, на Северном Кавказе. По их мнению, барс был древним булгарским тотемом. Однако, по письменным источникам известно, что сувары и барсилы, вошедшие в состав Волжской Булгарии, приняли ислам до того, как появились в Среднем Поволжье.

Согласитесь ли вы, что мусульманский орнамент является отображением исламской философии: бесконечность рисунка – бесконечность Аллаха, многообразие деталей – многообразие и многочисленность творений Аллаха?

Да, с этим можно согласиться, орнамент в своем смысловом значении интерпретируется как абстрактное или условное выражение той благодати, которую ниспосылает Аллах. Часто сложные узорные композиции растительного орнамента являются символом Рая, райской жизни. Это то, к чему стремится душа мусульманина - к совершенству Рая. Так раскрываются формы и мотивы орнамента в мусульманском искусстве. Именно ему принадлежит мировое первенство в разработке совершенного орнаментального языка.

Орнамент создать сложнее, чем описать то, что видишь вокруг…

Конечно, это связано с тем, что ислам развил творческое абстрактное мышление. Не зря мусульмане внесли вклад в математику, геометрию, астрономию, философию и другие науки. Абстрактно-условный язык отражает философию исламского искусства. В исламе, в отличие от других религий, Бог - абстрактная сущность, он не изобразим и неповторим. Он и не человек, и не сын Бога. Это восприятие Аллаха пронизывает всю систему мышления мусульманина. Как считал Ибн-Сина, художник не должен изображать грубую материальную действительность и высшая способность творчества заключается в абстрактном познании Бога и мира. Фактически орнамент - это абстрактно-символический язык искусства.

А чем отличался булгарский орнамент от арабо-мусульманского?

Булгарский орнамент, конечно, имел свои особенности, в первую очередь, связанные с преемственностью древнетюркских традиций. Во-вторых, в арабском орнаменте и орнаменте других мусульманских народов присутствует некая жесткая схема, строгие каноны. В булгарском же орнаменте допускается отход от канона, ему присуща свободная импровизация. Например, как в музыке – в классическом жанре все достаточно четко и выверено по строгим правилам, а в джазе - можно импровизировать.

Считается, что современный чувашский язык произошел от древнебулгарского языка.
Сохранились ли черты булгарской культуры также в национальной чувашской культуре?

В искусстве чувашей традиции булгарской культуры не проявились. Мой папа (Фуад Хасанович Валеев, первый в Поволжье доктор искусствоведения, один из основоположников татарского искусствознания, - авт.) об этом в свое время написал статью. Он выявил в чувашском орнаменте комплекс мотивов, сходный с орнаментом гуннов. По его мнению, гунны являются одними из предков чувашей. Как известно, археологические материалы, связанные с гуннами в Поволжье относятся к 4-5 вв. Это за несколько столетий до прихода сюда волжских булгар. Чуваши включают в свой состав также финские и угорские народы.

А геометрический орнамент, который присутствует у булгар и у чувашей – не признак родства?

Нельзя судить о родстве, опираясь только на мотивы геометрического орнамента. Этот орнамент имеет сходство у многих народов. В чувашским костюме присутствуют некоторые тюркского характера элементы, которые встречаются в костюме татар, башкир, но в нем гораздо больше сходства с костюмом и украшениями финно-угорских народов – марийцев, удмуртов. Примечателен, конусовидный головной убор, называемый у татар «такыя». Мы считаем, что этот элемент костюма появился у чувашей и других народов Поволжья во времена Волжской Булгарии. Или «хаситэ» - нагрудная перевязь, она встречается и у тюркских и у финно-угорских народов, однако его форма и назначение отличаются. У татарок-мусульманок она была украшением - оберегом, роль которого выполняла амулетница (боти) – коробочка или кармашек для ношения в ней записанных молитв и сур из Корана. У чувашей данное украшение целиком составлено из монет, и появляется у них именно в булгарскую эпоху.

А в чем основное отличие сегодняшнего татарского национального искусства от булгарского?

Формально отделить художественные явления булгарского и татарского искусства достаточно сложно, поскольку в искусстве татар в той или иной форме преемственно развивались традиции булгарского искусства. Появление более географически и этнически широкого понятия «татарское искусство» связано с эпохой Золотой Орды. Это искусство, наряду с искусством степных тюркских племен (кипчаки, огузы), включает в себя многие черты булгарской культуры, которое вошло в него как неотъемлемая часть. Более того и булгарское и татарское искусство развивались как искусство мусульманское, в форме декоративно-прикладного творчества, как искусство украшения быта, предметно-пространственной среды. В XVIII - XIX веках происходит становление татарского национального искусства профессионального характера ремесленными производствами (ичижное, золотошвейное и другие), возрождавшимися в городской среде. Развитие получает искусство арабской каллиграфии в рукописной книге и шамаилях, оформлении надгробий – «каберташей». В конце ХIХ - начале ХХ веков появляются европейские формы изобразительного искусства, такие как живопись, графика, скульптура, несвойственные традиционной мусульманской культуре, но характерные для искусства капиталистической эпохи. В первую очередь, с широким развитием книгопечатания и изданием татарских журналов, газет происходит становление профессионального графического искусства, появляется плеяда татарских художников-графиков. В связи с постановками татарского театра возникла необходимость в создании декораций к спектаклям, первым театральным художникам был Сагит Яхшыбаев. Станковая живопись европейского типа появилась лишь в начале ХХ века, и одним из первых, среди получивших академическое образование, был татарский художник Касыйм Девлеткильдеев, который проживал в Уфе и ныне отнесен к основоположникам башкирского изобразительного искусства. Известно имя и первой женщины – профессионального художника Хадичы Акчуриной. В 1920-е годы творит Бакый Урманче, Фаик Тагиров и многие другие известные татарские художники. Таким образом, с начала XX века татарское национальное искусство идет в целом по европейскому пути развития.

Но европейские виды искусства, попав в нашу культуру, тоже получают мусульманские особенности…

Естественно, поскольку основой татарского искусства является, развивавшееся с начала 10 века, искусство мусульманское. Как ранее уже отмечалось, оно легло на благодатную почву булгарского искусства с его древнетюркскими корнями. Что касается современного татарского искусства, то с конца 1990-х годов в нем наметился процесс становления новой национальной парадигмы и восстановления прерванных традиций мусульманской культуры. В творчестве художников новой волны мусульманская традиция оказывает влияние на содержание и форму произведений. Это проявляется в символической образности, условной декоративности, абстрактности, орнаментальных ритмах, в отходе от натуралистической визуализации. Изображения людей, например, в живописи или скульптуре, даются в сдержанных, не выпячиваемых формах, обобщенной пластикой, образы наделяются символико-аллегорическим содержанием. Часто используются религиозные, коранические сюжеты. Если в орнаменте преобладает тема райского сада, то в современном изобразительном искусстве внимание обращается на прекрасные и совершенные стороны жизни. В мусульманском кино и театре грубые стороны жизни также отходят на второй план, в них не представлены натуралистические сцены, связанные с насилием и тому подобным, основную роль играет пропаганда духовности и духовных исканий в совершенствовании Бытия.

Как мы знаем, лучшими образцами исламской архитектуры являются мечети. Какие мечети строили в Волжской Булгарии? Возможно, хотя бы элементы этих образцов архитектуры удалось сохранить. Были ли попытки воссоздать булгарский стиль архитектуры в наше время?

В городе Болгар мы имеем на сегодня всего лишь пять более или менее сохранившихся памятников архитектуры. Среди них Соборная мечеть, Малый минарет, ханака «Черная палата». В Биляре обнаружены остатки Соборной мечети. Все они свидетельствуют об освоении исламской классической традиции культового строительства. В булгарской архитектуре на местной почве с некоторыми изменениями (например, отсутствие внутреннего двора) получила развитие традиция арабской многоколонной мечети, ярко представленной на родине Ислама, в городах Египта, Сирии и других. Хотя, как известно, все, что сохранилось сейчас в Болгарском заповеднике, было построено в период Золотой Орды.

А Булгарские мечети не сохранились?

Нет ни одного сохранившегося здания от эпохи Волжской Булгарии, только фундаменты Соборной мечети в Биляре, постройка которой относится к Х веку. Первоначально она была выстроена из дерева, представляя собой региональный тип мечети, затем к ней был добавлен обширный каменный многоколонный молельный зал. Джами мечеть в г.Болгаре, построенная в Булгарской провинции Золотой Орды, несет в себе традиции местной –булгарской архитектурной школы. Это возможно констатировать, сравнивая архитектуру мечетей других золотоордынских провинций, например Крыма, Хорезма. Какие-то особенности в архитектуре мечетей были связаны с влиянием климата. В булгарских мечетях не было открытых дворов с фонтанами, они не облицовывались керамическими мозаичными плитками и т.д. В украшении мечетей в основном использовалась резьба по камню и то очень сдержанно в оформлении оконных и входных проемов. Минареты были пристроенными и отдельно стоящими.

Новый тип мечети – с минаретом на крыше появляется в деревянном, затем каменном строительстве, как предполагают исследователи в период после завоевания татар и вхождения их территории в состав Российского государства. Был известный царский указ «о разметании всех мечетей» и татары стали использовать деревянную жилую избу для запрещенных молений. Вместо печной трубы устанавливали небольшой минарет. Так возникла традиция строительства мечетей с минаретом на крыше. Затем она была перенесена и в каменную архитектуру, например мечети Марджани. Таким образом, у татар представлены две традиции в строительстве и архитектуре мечетей – одна средневекового времени, другая - после завоевания края Россией.

Архитектура мечети Кул Шариф имеет связь с булгарской архитектурой?

К сожалению, нет. Хотя в конкурсе, объявленном на лучший проект данной мечети, победил вариант предложенный архитектором А. Саттаровым, в котором были использованы булгарские архитектурные традиции. Но как у нас часто бывает, этот проект волевым образом отменили и построили мечеть по другому проекту. По замыслу Саттарова здание мечети было в виде куба, на нем - шестигранник. Объемное решение, сходное с архитектурой башни Сююмбике, и в то же время развивающее архитектуру Черной палаты и мавзолеев г. Болгара.

А в чем была особенность булгарской архитектуры в целом?

Как я уже говорила образцов булгарской архитектуры домонгольского времени не сохранилось. В золотоордынских Болгарах мы имеем различные типы зданий –мечеть, минарет, ханаку, мавзолеи. По зарисовкам путешественников можно восстановить архитектуру булгарских бань, сохранились обмерные чертежи Большого минарета при Соборной мечети, который сейчас восстановлен с грубыми искажениями. Зафиксированы остатки мечети около Малого минарета. Главная особенность булгарской архитектурной традиции золотоордынского времени, во-первых, в ее тесной связи с архитектурой мамлюкского Египта. Треугольные скосы, так называемые мамлюкские срезы, которые используются при переходах от кубического основания к шести- или восьмигранному переходному ярусу присутствуют в объемном решении Малого и Большого минаретов, мавзолеев. Система купольных покрытий, пристроенные порталы типа айванов свидетельствуют о влиянии архитектуры Средней Азии. Еще одна особенность – использование каменной плоскорельефной резьбы в декоре на фасадах зданий, исполняемой с наклоном к плоскости фона, гипсовых облицовок, литья по гипсу, мозаичных облицовок в декоре интерьеров.

Булгарская традиция в оформлении монументальных зданий сохранилась, например, в интерьерах татарских мечетей (Марджани. Апанаевская, Кшкарская и другие мечети), стены которых были оштукатурены в белый цвет по типу гипсовых облицовок булгарских зданий (Черная палата). Можно обнаружить некоторые мотивы булгарского орнамента в декоре, например мотив тюльпана и другие.

Золотоордынский период внес изменения в булгарское искусство?

Насколько были внесены изменения в архитектуру, мы сказать не можем, но в декоративно-прикладном искусстве изменения были, иногда значительные. Во-первых, с укреплением ислама искусство все более глубоко развивается в русле мусульманской художественно-стилевой тенденции. Возникают новые орнаментальные композиции (например, типа арабески, гириха), привнесенные «исламскими» влияниями, и новые мотивы орнамента, отвечающие вкусам кочевой верхушки, привнесенные из Среднего и Дальнего Востока (мотив лотоса в характерной трактовке, вечный узел «счастья» в виде переплетенных сердечек и др.). Совершенствовались технологии ремесленного производства, массово изготавливалась поливная керамика, ювелирные украшения с использованием гравировки, инкрустации самоцветами, чернением. Популярной стала ажурная накладная скань, в то время как в булгарский период в основном использовалась зернь в сочетании со сканью. Конечно, искусство стало более пышным и более высокохудожественным даже в массовых образцах.
 
Гузель Фуадовна, вы говорили, что некоторые мотивы в декорациях сохранились у татар с самых древних времен. Чем объясняется столь упорное сохранение этих традиций?

Во-первых, законом преемственности, когда художественный опыт передается мастерами из поколения в поколение. Во-вторых, устойчивостью вкусов, визуальных предпочтений в коллективном сознании народа. Искусство, имеется в виду народное традиционное, особенно орнамент, довольно архаичное явление, так же как и язык. Мотивы орнамента, как и способы декора, могут сохраняться на протяжении многих тысячелетий, потому что передаются от отца или матери к сыну или дочери, те передают их своим детям и т.д. С начала XX века традиция преемственности прерывается, потому что появляется профессиональный (т.е. обученный в учебном заведении) художник. И на смену народному коллективному творчеству с его многовековыми традициями приходит индивидуальное творчество художника, со светским, да еще с идейно-художественными течениями, образованием. Обращаться или развивать в своем творчестве народные традиции это его индивидуальный выбор.

Мы знаем, что булгары производили прославившийся на весь мир сафьян - кожу особой выделки. Еще какие виды декоративно-прикладного искусства булгар сохранились?

Сафьян – кожа тонкой выделки, технология которой сохранялась у татар с булгарских времен. Орнаментация кожаной обуви также восходит к булгарской традиции. Однако до сих пор мы не располагаем археологическими находками образцов кожаной мозаики, принесшей популярность татарским ичигам. Наиболее ранние образцы восходят к XVIII веку. Предположить, что техника создания мозаичной кожаной обуви была татарами позаимствована, мы тоже не можем, поскольку у других народов она не производилась. Похожая техника была обнаружена при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае, но только она исполнена не в коже, а в мехе и на войлоке. Безусловно, искусство мозаичной кожи появилось среди татар в результате высоких технологических достижений в этой области. Что касается других видов декоративно-прикладного искусства, таких как художественный металл, ювелирное дело, керамика и орнамент, то сохраняемые в них мотивы декора часто восходят своими истоками к булгарскому наследию. Перед нами стоит задача возрождения татарского декоративно-прикладного искусства, несущего в себе и булгарские традиции. В качестве сувенирной продукции могут быть возобновлены формы булгарских художественных изделий.

Спасибо, Гузель Фуадовна, за интересную и содержательную беседу.


Беседовала Алия Рамазанова

Количество показов: 100623

Возврат к списку