Александр Казаков: Сукук – это то, что мы можем реализовать уже сейчас

Александр Казаков: Сукук – это то, что мы можем реализовать уже сейчас 1 Марта 2016

На прошедшей неделе в Казани состоялась международная конференция по Сукук, где ведущие специалисты по исламским финансам со всего мира рассмотрели возможность выпуска исламских облигаций – сукук в России, их развитие, возможности использования сукук и механизмы применения в современных условиях, а также правовое поле России для выпуска сукук. О перспективах развития исламских финансов в России мы поговорили с директором департамента структурированного и синдиционированного кредитования ОАО «Газпромбанк» (г. Москва) Александром Казаковым.

Вы поприветствовали участников конференции по-мусульмански, процитировали хадисы Пророка (мир ему), продемонстрировали знания в исламских правовых школах (мазхабах). Вы – мусульманин?

Да.

Интерес к исламским финансам связан именно с этим или с чем-то другим?

Нет. Интерес к исламским финансам у меня возник с самого начала. По образованию я юрист, закончил МГИМО. У нас было буквально две лекции профессора Леонида Сюкиняйнена по шариату, это было очень интересно. К сожалению, сейчас ислам не у мусульман ассоциируется с тем, что к исламу иногда не имеет отношения: всевозможные местные обряды. В Узбекистане, например, кого-то облили кислотой, что ничего общего с исламом не имеет. Все это страшно. Нас в институте все-таки образовывали и правильно позиционировали. Именно с этого момента и начался мой интерес к шариату, как правовой системе.

В первую очередь, поскольку я занимаюсь не уголовным правом, а гражданским, а теперь уже и финансовым, мне интересно как функционируют рынки и таким вот образом пошло и пошло.

Каково сегодня состояние исламских финансов в России?

В зачаточном состоянии, но надо сказать, что оно и в мире совсем недавно появилось, поэтому, не то, чтобы мы очень отставали.

Халяль-индустрию можно отнести к этой категории?

К финансам, наверное, нет. Это больше к шариату, к исламскому праву можно отнести, потому что они устанавливают требования дозволенности продукции, но, наверное, это именно индустриальная часть, а не финансовая. Хотя мы можем сказать, «халяльный» или «не халяльный» относительно какого-то финансового продукта. Просто когда говорят «индустрия», у нас возникает ассоциация с мясом. Наверное, если расширить и взять финансовый продукт, тоже да, вам всегда ученый скажет, соответствует то шариату или не соответствует.

Каковы перспективы исламских финансов в России?

Мне кажется, вполне логично конференцию в Казани посвятили именно Сукук, потому что все остальное довольно сложно развивать, т.к. требуются существенные поправки в законодательство и на самом деле не ясна инвестиционная привлекательность. Теоретически даже если это все преодолеть, то не факт, что у вас будет достаточная потребительская база.

Если в Англии исламские финансы начались с того, что один из английских мусульман написал, что, достигши почтенного возраста ни разу не пользовался банковским продуктом, потому что то, что предлагают английские банки не соответствуют его религиозным убеждениям, и, начиная с этого письма, возник вопрос о равном доступе к финансовым услугам, то здесь, в России, дела обстоят чуть-чуть по-другому.

Наверное, сукук – это то, что мы можем реализовать уже сейчас.

Какова будет роль Татарстана в развитии исламских финансов?

Как показывает практика, Татарстан – очень активный регион. И нынешний и бывший Президенты уделяли и уделяют много внимания исламским финансам и это правильно, не только потому, что это мусульманский регион, где проживают мусульмане. Мне кажется, это лишь один из доводов. Ведь германские земли Анштальт Саксония, где не проживают мусульмане, тем не менее, тоже выпустили сукук, т.е. это абсолютно здравое экономическое решение, что «вы не должны класть яйца в одну корзину». Есть рынки, которые действуют по определенному правилу, в них нет ничего страшного, эти правила можно изучить и научиться работать с этими людьми тоже.

В этом смысле Татарстан пока лидирует, очень надеюсь, что будет и конкуренция, и другие регионы, не важно, исламские или не исламские, присоединятся. И на федеральном уровне проявляется интерес.

Готов ли наш потребитель к исламским финансам, будет ли на них спрос?

Не знаю. Мы специально не исследовали. Мне кажется, при сопоставимых экономических условиях спрос будет.

Газпромбанк планирует выпуск Сукук?

Для себя мы выпуск сукук не планируем, потому что мы банк и не исламский банк, но мы активно обсуждаем это для наших клиентов, в т.ч. и из Татарстана.

Есть ли у нас специалисты по исламским финансам в масштабах России, готовых работать в этой области? Если нет, то где их взять?

Специалистов везде не хватает, но по этому поводу тоже проводятся мероприятия, есть экспертная ассоциация в России, в т.ч. Российская ассоциация экспертов в области исламских финансов при содействии Совета муфтиев европейской части России. В нее осознанно вошли далеко не мусульмане – представители делового сообщества, которые интересуются этими вопросами. Установлены очень хорошие отношения с Ассоциацией по аудиту и бухгалтерской отчетности исламских финансовых учреждений, переводятся их стандарты, установлены хорошие отношения с исламскими учебными заведениями, с теми, которые занимаются именно исламскими финансами, в т.ч. в Бахрейне.

Есть уже первые выпускники, первые шариатские советники-россияне, которые получили соответствующие зарубежные сертификаты, как Малайзии, так и стран Залива, и есть подготовленные учебные программы, они проводятся в России, в том числе в Москве на базе программы МИРБиС прошло уже несколько полугодовых циклов по исламским финансам и несколько ознакомительных лекций.

В ходе конференции много говорилось о том, что при различных финансовых кризисах, в т.ч. во время мирового финансового кризиса 2008 года, самыми неуязвимыми, т.е. меньше всего пострадали, оказались исламские финансы, в частности рынок сукук. Как мы знаем, шариат затрагивает все области жизни человека, в т.ч. и финансовые. Не является ли это еще одним доказательством того, что шариат совершенен?

Это все равно, что доказывать запрет свинины или алкоголя, приводя доводы, что они вредны. Вам в противовес приведут массу доводов, что они полезны. На Украину съездите, вам все очень подробно с научными выкладками докажут, что свиное сало очень полезно.

В данном случае я бы не стал использовать какие-то факты, которые завтра могут поменяться, необоснованно говоря, что они являются доказательством шариата, потому что они завтра могут поменяться и нам их вернут, сказав, а теперь есть доказательство, что шариат не полный и не хороший.

С точки зрения исламских ученых, в принципе, недопустимо даже ставить так вопрос. Вы либо исходите из определения, что шариат полон, совершенен, и все что соответственно с ним делается. Даже если вы терпите неудачу, то это не доказательство. Как в Коране написано: «Мы вам дадим знамения по сторонам света», а люди, игнорирующие не увидят эти знамения, а кто-то скажет «Ангел спустится с неба и будет проповедовать вам Евангелие», и вы скажете «не верим». Тут то же самое.

Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН

Фото: Linova-Media

Исламский портал


Количество показов: 4086

Возврат к списку