Михаил Пиотровский: Мусульманское искусство является хорошим примером абстрактной передачи идеи Единобожия

Михаил Пиотровский: Мусульманское искусство является хорошим примером абстрактной передачи идеи Единобожия 11 Февраля 2016

Михаил Борисович Пиотровский известен нам не только как директор Государственного Эрмитажа, который он возглавляет с 1992 года, но и как знаток древней и средневековой истории Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Корана и ранней истории Ислама, арабской рукописной книги и мусульманского искусства. Именно об этом корреспондент Исламского портала и побеседовал с уважаемым профессором.

Михаил Борисович,  как у Вас возник интерес к Востоку, Исламу?

Сложно сказать. Восток – часть мира, одна из самых интересных. Всегда хотелось заниматься чем-то интересным, новым, свежим, стал заниматься археологией Востока.

Где-то еще, кроме Казани, есть Центры Эрмитажа?

У нас есть Центр Эрмитаж в Амстердаме, в Италии, в Лондоне. А в России только в Казани.

Интерес к Казани тоже связан с интересом к Востоку?

Интерес к Казани связан не с Востоком, а с тем – что такое Казань? Сначала была работа с Казанью, выставки из Эрмитажа в Казани, потом появилась идея Центра, потом мы делали различные выставки разных музеев, после чего поняли, что Казань – правильное место.

Как Ислам и идея Таухида (Единобожия) отразились в искусстве Востока?

С одной стороны, просто, с другой – не очень. Ислам – строгая единобожеческая религия, соответственно появляется то, что любят называть запретом изображения живых существ, что является неграмотным названием. Это называется иконоборчество.

Иконоборчество, которое есть и было в христианстве в Византии, это было и в протестанстве (протестанты ликвидировали иконы по всей Европе), это было и в иудаизме – строгое иконоборчество, которое исключает изображение живых существ для передачи священных идей, священной истории. Вот это одна из очень важных черт, которая способствовала развитию того, что называют орнаментом. На самом деле это называется абстрактное искусство. Это абстрактное искусство, которое должно передать идею Единобожия.

Есть искусство светское, но то искусство, которое передает религиозные идеи – абстрактное искусство – строится с помощью того, что называется арабеска – использование разных элементов реальности: либо это геометрическая чистая абстракция, какой-нибудь Мондриан, Малевич; либо это каллиграфия, которая сама по себе является и абстрактным искусством, и современно-концептуальным. Можно очень много проводить параллелей с современным искусством.

Что касается той части, которую можно условно называть светским, хотя светского в исламе почти никогда ничего нет, потому что до 18-19 века не религиозно-ориентированного ничего нет, тем не менее, там еще есть другие варианты и сюжеты, не всегда передающие религиозные идеи.

А так передаются религиозные идеи вечности, творения Бога, недосягаемости и одновременно досягаемости вот этой геометрией.

Мусульманское искусство является хорошим примером абстрактной передачи идеи Единобожия.    

Шамаили также передают идею Единобожия?

Про каждый шамаиль отдельно можно много говорить, а шамаиль настоящий, где описание Мухаммада – это как раз то, что заменяет икону без изображения, но говорит о Пророке. Это надо еще все анализировать, потому что здесь много разных вариантов. Нужно все время искать, там еще много символических значений.

Татарское искусство можно назвать частью искусства Востока?

Конечно. Так оно и есть. Это искусство Востока, оно есть и часть мусульманского искусства. Но в татарском искусстве 20 века уже многое делается на общемировом языке и там может уже не быть религиозного содержания или его там особенно не видно, нужно разыскать.

А само мусульманское искусство до 20 века очень разнообразно во всех странах, оно и едино во всем мусульманском мире. Так же как Ислам един и делится на разные течения, мусульманское искусство едино, но в каждой стране имеются свои особенности, свои традиции, которые восприняты и доисламскими субстратами в той ситуации, в которой каждая из этих стран складывалась. Поэтому, это одновременно и своеобразное и часть единого целого.

Вы сказали, что искусство сегодня делается на общемировом языке. Есть ли будущее у восточного искусства или мы дойдем до того, что нам останется лишь изучать то, что уже есть?

Тут надо делить. То, что мы изучаем, это уже классическое традиционное искусство. Потом наступил 20 век, когда все современное искусство интернационально, оно не делится ни на русское, ни на американское, ни на французское, так только, по именам. Там общий единый язык. Сейчас очень модно китайское искусство, хотя они говорят на том же европейском языке.

Но параллельно сейчас начинается возвращение к разным национальным истокам. Опять начинает появляться современное русское, современное французское, современное американское искусство. Я думаю, что современное мусульманское искусство ищет какие-то пути.

Мы делали несколько выставок, посвященных искусству иранской каллиграфии, арабских художников. Есть сейчас такие тенденции, что, я думаю, появится не просто архаичное, которое просто развивает традиции, но появится какое-то такое современное мусульманское искусство.

Как Вы относитесь к разрушению древних памятников в Ираке, Иране, Египте, Афганистане. Что с этим делать и как человечество может противостоять этому?

Что с этим делать, я не знаю, это действительно страшная трагедия. Древние памятники – это ДНК человеческой культуры. Это не просто стоят древние памятники и мы любуемся ими, там записана шифром вся цивилизация, из которой мы происходим, поэтому уничтожение – это не просто «ах, жалко», это страшно, это катастрофа, которая лишает нас корней.

Что делать? В сегодняшней нашей жизни я пытаюсь договориться, чтобы в местах, где находятся культурные памятники, никаких больших действий не устраивать. Например, на дворцовой площади не устраивать ни рок концертов, ни политических митингов.

Надо разделять культуру, надо ее оберегать. Есть вещи, которые много важнее всего остального, у памятников есть свои права, которые выше права частной собственности, выше права человека иногда.  

Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН

Исламский портал


Количество показов: 5832

Возврат к списку