Альбир Крганов: у идей, которые могут нанести вред нашей религии нет права на существование

Альбир Крганов: у идей, которые могут нанести вред нашей религии нет права на существование 24 Декабря 2010

Как сообщал на днях «Исламский портал» столицу Татарстана посетил Муфтий Чувашской Республики, Первый заместитель Председателя ЦДУМ России Альбир хазрат Крганов. В прошедший визит он провел встречу с татарскими журналистами в Казани.

После того, как Муфтий поблагодарил собравшихся за их труд, он поговорили с ними о ситуации, сложившейся сегодня в российской умме, в частности в Татарстане.

Предлагаем вам некоторые его комментарии о последних актуальных для мусульман страны событиях (просим иметь ввиду, что беседа с Муфтием была записана до того, как нам стало известно об учреждении нового Муфтията в Москве и назначении Крганова его руководителем).

 

О новом Муфтияте

(Напомним, что 8 декабря т.г. в Москве была учреждена Российская ассоциация исламского согласия –РАИС, которую позже назвали Всероссийским муфтиятом)

По законодательству Российской Федерации любой гражданин нашей страны может учредить общественную организацию. И у муфтиев, не вошедших до этого дня ни в один из существующих сегодня муфтиятов, такое право тоже есть. Мы должны с уважением относиться к этому их праву, однако у нас есть наше Управление (Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) – прим. Г.Б.), можно было бы объединиться и вокруг него, к тому же наши двери всегда открыты и мы об этом не раз заявляли. Также мы не раз призывали всех объединиться.  

Я бы не воспринимал это как действия против ЦДУМ, т.к. история ЦДУМ насчитывает уже более 200 лет, и даже во времена Сталина оно не прекращало своей работы. Сегодня, когда люди возвращаются в ислам, когда слово ислама и мусульманских религиозных деятелей снова имеет силу и вес в обществе, организация нового Муфтията никак не повлияет на работу ЦДУМ. Оно продолжит свою работу в прежнем режиме.

А с какой целью создавался новый Муфтият, время покажет (на днях новосозданный Всероссийский муфтият призвал власти приостановить деятельность Совета муфтиев России – прим. Г.Б.)

 

О событиях на «Манеже»

(Напомним, что 11 декабря т.г. в Москве на Манежной площади произошли межэтнические столкновения)

Я бы не рассматривал эти события как межнациональные, межэтнические столкновения. В России проживает около 7 миллионов мигрантов, в основе всех этих событий лежат социальные проблемы, связанные с ними. Это, во-первых. 

А во-вторых, наша молодежь в последнее время осталась без внимания. Все места, куда раньше ходили молодые люди, будь то спортивные площадки, другие места, где они проводили свое свободное время, распроданы. Молодым нечем себя занять. И в последние 15-20 лет ни со стороны общества, ни со стороны государства, ни со стороны религиозных деятелей, ни со стороны семьи не было уделено должного внимания воспитанию молодого поколения. Их нравственное и духовное воспитание очень хромает. Они не разделяют идеалов людей, живших в советские времена, не разделяет их идей. Сегодняшняя молодежь думает, мыслит и живет совершенно по-иному, поэтому мы должны научиться говорить с ними на их языке, найти к ним подход.

Государство также должно добросовестно выполнять свои функции. Нам ведь объяснили, что беспорядки начались на почве того, что подозреваемых в убийстве одного из болельщиков футбольной команды, выпустили на свободу. Значит, государство в лице милиции должно более тщательно выполнять свои функции и вообще то, что обществу видно, что вся государственная власть, представители госструктур погрязли в коррупции, вызывает в стране радикальные настроения. Это очень опасные вещи, нам здесь нужно быть очень осторожными. 

Что касается мигрантов, то они нашей стране нужны. Однако, когда мы их приглашаем сюда, мы не должны думать только об улучшении демографической обстановки в стране, мы должны подумать и об их образе жизни, об их религиозных потребностях. Их приезд сюда не должен происходить в ущерб живущих здесь людей. Мы не должны позволить развиваться каким-то процессам, нарушающим наше единство и дружбу между народами, которая у нас сложилась. Также и мигранты, приезжая в нашу страну, должны быть знакомы с менталитетом и образом жизни коренного населения, найти к ним подход и подстроиться к существующим условиям. И здесь как раз, я считаю, мусульманские организации могли бы построить диалог между приезжими мусульманами и государством. Я даже считаю, что это необходимо делать.     

О событиях, произошедших в Нурлате

(Напомним, что 25 ноября т.г. было объявлено о ликвидации группы вооруженных людей в Нурлатском районе Республики Татарстан, которые ранее пытались взорвать начальника Чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму и оказавшие вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов. В поимке преступников была задействована тяжелая военная техника и свыше 500 сотрудников МВД Татарстана)

Да, я читал об этих событиях. Читал, что «несмотря на отсутствие жесткой оценки данных событий со стороны Татарстана, у нас могут повториться события, произошедшие в г. Ош Киргизии». Я бы так не сказал, потому что, во-первых, в Татарстане живут представители разных национальностей, а во-вторых, у нас другой менталитет. 

Однако, несмотря на то, что у нас испокон веков, на протяжении вот уже тысячи лет сформировались свои религиозные традиции, видны и ощутимы попытки внедрить незнакомые, чуждые нам идеи. Попытки придти со стороны и построить у нас здесь Халифат, попытки насаждения безмазхабного ислама и навязывания нам новых лидеров, попытки расшатать наши позиции – очень удручают. И мое мнение, исправлять данную ситуацию нужно, необходимо с этим бороться, но бороться нужно лишь обучая и информируя людей. 

И обучение наше должно быть многоступенчатым, начиная с примечетных медресе в деревнях, продолжая в школах и в высших учебных заведениях. И здесь стоит отметить, что мы в последнее время очень довольны работой в этой области Российского Исламского университета в Казани. 

Если эти негативные попытки не прекратятся, то в сегодняшнем секулярном мире, когда молодежь стремится к максимализму, игры с молодежью, не имеющей основательных религиозных знаний, перетягивание их на свою сторону, конечно, должны резко пресекаться. Если это не прекратится, то наше будущее представляется мне не очень радужным. Как показал анализ, в регионах, где есть национальные проблемы, где есть конфликты на религиозной почве, там очень много радикальной молодежи. Причем взрастить такие радикальные настроения можно в течение нескольких лет. И если в эти молодые души посеять семена радикализма сегодня, то в один прекрасный момент они дадут свои плоды. 

Эта проблема не должна оставаться без внимания, и в этой связи я не очень согласен с понятием «свобода совести». Что значит свобода совести? Понятно, что каждый человек выбирает для себя сам, но ведь человек живет не в изоляции, он живет в обществе, и его влияние на общество также имеется, его идеи и свобода мысли могут повлиять на других. В связи с этим я считаю, что у идей, которые могут нанести вред нашей религии, нашему спокойствию, нет права на существование.

Данную проблему необходимо решать вместе с государством. В исламе таких бредовых идей нет. И я бы сказал, что это «курам на смех», в соседнем регионе где-то там в лесу, выкопав землянку, лежать и думать, что вот мы 5-10 человек установим здесь Исламский халифат. Эти люди и те, кто следует за ними, они высмеивают и ислам и татар, бросают на нас тень. Неужели ислам сегодня опустился до такого низкого уровня? Это же уму непостижимо. Сегодня, когда весь мир пытается решить эти проблемы знанием, государства, ушедшие далеко вперед, обучают свою молодежь, открывают университеты, доводят до всех новые технологии, невозможно жить идеями прошлого тысячелетия.

 

О попытке столкновения вахаббитов (салафитов) с традиционным исламом в Татарстане

Да, это чувствуется, такие попытки ощущаются. Но в чем суть?  

У разных людей разные мнения. Невозможно сделать так, чтобы весь мир думал одинаково. Даже суп, приготовленный в одной семье, может понравиться не всем, отцу, например, нравится одно, сыну – другое. У каждого может быть свое мнение.

Что касается вахаббитов. Сегодня вахаббизм воспринимается не как политика одного государства, а как нечто негативное, оцениваемое по отрицательным поступкам тех, кто называет себя вахаббитами. И люди, несущие такие идеи, очень опасны. Салафиты – то же самое, они пытаются заставить всех думать одинаково.

Борьбы между мазхабами быть не должно вообще, в принципе! Сказано же, что в Рай войдут мусульмане, не сказано, что в Рай войдут вахаббиты, салафиты, ахмадиты и прочие, в Рай войдут мусульмане. Вообще, для мусульманина самое высокое звание – это называться мусульманином. Поэтому, я считаю, что умному человеку достаточно назвать себя мусульманином, у него нет необходимости вешать на себя какие-то еще ярлыки. 

Все эти проблемы возникают от незнания или недостаточного знания. Некоторые люди говорят: мы мусульмане, мы живем по-мусульмански, однако при этом до конца не осознавая, что значит быть мусульманином. Услышат там-сям по чуть-чуть и считают, что это и есть правда. Но ведь это не так. Религия – она как наука, очень глубинна. Ее необходимо очень тщательно изучить и понять. Например, на один и тот же вопрос у различных богословов различные ответы, различное понимание ситуации. 

Именно поэтому наш Пророк (с.а.в.) сказал, что у мусульман должны быть преподаватели, ученые, имамы. И он велел их слушать, спрашивать у них, идти за ними. Говорил, что если вы чего-то не знаете, спрашивайте у того, кто знает, прислушивайтесь к нему. Ваша обязанность – взрастить для себя знающего человека из своей среды, который поведет вас по правильному пути. Поэтому мы должны стараться взрастить таких людей для себя. 

К сожалению, сказать, что сегодня среди татарских ученых таких людей много, невозможно. Поэтому мы должны учить, вырастить таких ученых из своего круга, чтобы они знали наше богатое духовное наследие, нашу историю, наш родной язык и смогли донести свет ислама до окружающих.  

 

Подготовила Гульназ БАДРЕТДИН


Количество показов: 4174

Возврат к списку