Возможен ли мусульманский мир?
Союз общественных организаций мусульманского мира, объединяющий более 130 организаций разных стран, был создан в 2005 году. Под его эгидой было реализовано множество международных программ. Журналисты турецкого агентства Dunyabizim.com встретились с генеральным секретарем Союза Неджми Садыкоглу и задали ему некоторые интересующие нас вопросы.
Не расскажите ли Вы нам кратко о Союзе общественных организаций мусульманского мира?
В мае 2005 года при участии общественных организаций из более чем 40 стран в Стамбуле прошла «Международная конференция общественных организаций мусульманского мира: поиск нового подхода в условиях меняющегося мира». На этой конференции и было принято решение о создание Союза. Тогда же на трехлетний срок я был избран генеральным секретарем этой организации. Центром Союза был выбран Стамбул. Согласно Закону за номером 3335 о создании международных организаций наш Союз обрел официальное признание решением Совета Министров от 31 декабря 2005 года в статусе международной организации.
Вы уже годами работаете в этой структуре. Как, по-вашему, если смотреть с точки зрения грядущего, какие изменения произошли с мусульманами?
В своей сути слово «изменения» мне кажется преувеличением. Особенно, если это слово применяется в сочетании с выражением «мусульмане мира», то изменяются суть и масштаб проблемы. В действительности, как отмечали и Вы, уже долгое время, да будет хвала Аллаху, я работаю в общественных организациях. Если под словом «изменения» иметь в виду то, что мусульмане, оставаясь привязанными к своим традициям, умеют приспособиться и к требованиям современности, то я воспринимаю это явление только положительно.
Но если под «изменениями» иметь в виду изменения в культуре, отрицание традиционного, исчезновение правильного понимания и полное проникновение модернизма и в жизнь, и в общественные организации, то, конечно, я не могу это принять.
Как Вы оцениваете мусульманскую молодежь? Каким, по-вашему, должен быть их взгляд на мир?
Как человек, уже разменявший пятый десяток, я помню, как представлял этот мир в молодости. Такие изменения, как новинки техники, динамичный образ жизни по сравнению с прошлым могут показаться предоставляющими более широкие возможности и более сложными. Но если делать ударение на том, что по своей природе от пророка Адама (а.с.) до самого Судного дня люди не изменятся, то я могу сказать: молодые должны обладать таким взглядом, чтобы считать все существующее божественным творением, с реализмом смотреть на свое время и уметь смотреть за горизонты, живя и распространяя божественное послание, которое стоит вне времени.
К сожалению, в Турции участие граждан в общественных организациях находится не на должном уровне. Т.е. хотя наши общественные организации должны быть такими же сильными, как вооруженные силы, во многих странах, в том числе и Турции они слабы. Что можно сделать, чтобы поощрять участие в таких организациях?
Хотя, как Вы и отмечаете, положение вызывает огорчение, Вы затрагиваете важную проблему. К сожалению, политика определенных кругов и их деятельность в недавнем прошлом создали такое положение. Например, я помню, что в одной из наших основных организаций, где я долгое время был председателем, после пост-модернистского переворота сравнительно многочисленным считалось собрание, на котором присутствовало два или три человека. В те времена люди, работавшие в этой области, попадали под наблюдение, на них оказывали давление, и их дело даже доходило до суда.
А сейчас положение изменилось?
Сейчас, альхамдулиЛЛах, эти времена остались в прошлом, сейчас мы живем в более свободной среде и имеем более широкие возможности. Что же касается участия в общественных организация, обладающих по сравнению с прошлым более широкими возможностями и средствами, то, по моему мнению, следует хорошо понять, что в деятельности вакфов и разных центров в первую очередь следует думать об обретении довольства Аллаха.
А после следует надеяться, что настало время общественных организаций, управляемых профессиональными кадрами, в руках которых есть проекты и долговременные планы работы, организаций, обладающих здоровым механизмом и систематическим образом ведущих свою деятельность. Если организации, объединяющие две эти составляющие, т.е. мысль об обретении довольства Аллаха как основе деятельности и имеющие профессиональные кадры будут творить благие дела, то я верю, что в той же степени они обретут одобрение наших людей. И я думаю, что одновременно это будет способствовать более широкому участию граждан в таких организациях.
Беседовал Фахри Саррафоглу
www.Dunyabizim.comКоличество показов: 3776