Призывая мусульман на Западе служить обществу (Интервью с Амр Халед)

Призывая мусульман на Западе служить обществу (Интервью с Амр Халед) 2 Декабря 2010 Амр Халед является одним из самых известных телевизионных проповедников в арабском мире, которого слушают миллионы молодых мусульман посредством спутниковых каналов, интернета, кассет и компакт-дисков. В данном интервью Халед рассказал Кристофу Дрейер о том, какую роль вера и общественно-политическая активность могут сыграть в интеграции мусульман в западное общество.

Будучи родом из Египта, Амр Халед, возможно, не является специалистом по богословию, однако его авторитет в арабском мире, превосходит многих традиционных ученых в области ислама. Амр Халед часто рассказывает своим слушателям о повседневных проблемах, всегда связывая их с образцовой жизнью пророка Мухаммада (мир ему). Амр утверждает, что его внимание в первую очередь направлено на фундаментальные ценности такого ислама, который, как он подчеркивает, проявляет очень большую гибкость в рамках своей объемной доктрины.

Корреспондент информационного агентства Qantara.de встретился с Амр Халедом в Берлине.



Г-н Халед, Вы все говорите, что вашей основной целью является развитие, своего рода возрождение арабского и мусульманского миров, и вы назвали образование одной из основных проблем этого региона. Почему же в таком случае решением этой проблемы является религия?


Мы говорим о вере, потому что это язык, который понятен народам, проживающим на Ближнем Востоке, а также средство для их мотивации. Существует много языков, чтобы мотивировать людей, и без мотивации людей смогут двигаться. Поэтому в любой части мира необходимо думать о том, как можно их мотивировать. Возможно, если бы я находился в другой части мира, я бы использовал для этих целей спорт или искусство. Но на Ближнем Востоке, языком, который способен мотивировать людей на строительство наши страны, нашего будущего, на создание прогресса, является вера. Поэтому моя роль заключается в том, чтобы показать, как вера может привести к созиданию, а не к экстремизму.

Вы хотите сказать, что вы просто выбрали самый эффективный из имеющихся инструментов?

Да. Может быть, если бы я собирался мотивировать мусульман здесь, в Европе, вера не была бы средством номер один, поскольку она не преобладает в умах европейцев. Для них на первом месте может быть спорт или искусство - но в моей ситуации это вера.

Какой инструмент является самым эффективным для мотивации на интеграцию арабов и мусульман, проживающих здесь, в Европе?

Служение обществу, поскольку они являются ее частью. Вы что-то берете, и поэтому вы должны что-то дать – такой метод может мотивировать людей. Глядя на то, что общество требует, чтобы люди были порядочными, можно сказать, что порядочность, уважение и есть мотивация, необходимая европейским мусульманам.

Вы особо отметили, что вера является положительным фактором. Но отношение к молодым арабам, живущим на Западе, часто бывает негативным, особенно если они подчеркивают свое вероисповедание. Что они могут сделать для того, чтобы завоевать уважение и продолжить интеграцию?

Нам нужно искать проекты. Например, в Соединенном Королевстве мы организуем турнир по футболу. Каждая команда, представляющая город, должна включать в себя игроков как из мусульман, так и из немусульман. Этот турнир сделал очень большой вклад в интеграцию мусульман. Поэтому мы должны думать о таких проектах, которые создадут платформу для реализации идей мусульман.

Одно из критических замечаний, направленных в ваш адрес (особенно в Египте) состоит в том, вы являетесь одной из причин, по которой так много женщин теперь носит хиджаб. То есть вас обвиняют в пропаганде очень консервативного ислама. Каким образом он может способствовать интеграции?



Эта критика необоснованна, потому что я выступаю в поддержку многих вещей, но пропагандой хиджаба я не занимался. Я работал над такими проблемами, как служение во благо общества в наших странах, создание положительного имиджа в обществе, создание светлого будущего для страны. В чем заключается смысл веры? Вера является творчеством, вера является развитием. И работал над всеми этими проблемами, и очень многие благотворительные организации со всего мира обращались в мое молодежное общество активистов Life Makers с просьбой оказать помощь в организации мероприятий, создании небольших проектов, кампаний по борьбе с наркотиками, в защиту окружающей среды. Так что я не просто говорю, но и делаю что-то. Некоторые люди спрашивают, в чем разница между мной и традиционалистами. Разница в том, что я что-то делаю, а не просто рассказываю о сосуществовании.

Тем не менее, на ваш взгляд, хорошо или плохо то, что сегодня женщин, которые носят хиджаб, больше чем десять лет назад (например, в Египте)?

Хиджаб является частью ислама. Но я не хочу сказать, что все, что связано с женщиной, сводиться к хиджабу. Кто это сказал? Об этом в Коране говорится лишь в двух аятах – и в то же время, очень много аятов о правах женщин. Я не уважаю женщину, которая оценивает других исходя из того, носят они хиджаб или нет, то есть считает, что носить – это хорошо, не носить – плохо. Некоторые женщины в моей команде не носят хиджаб, однако, несмотря на это, я работаю с ними. Я уважаю женщин без хиджаба. Я никогда не разделяю женщин на тех, кто носит хиджаб и кто не носит. Да, хиджаб является частью ислама, но не нужно акцентировать на нем внимание и показывать другим, что я не приемлю женщин без хиджаба - это неправильно.

Что бы Вы посоветовали мусульманкам, живущим на Западе, относительно хиджаба? Должны они его носить или нет?

Женщины в Европе должны уважать свое общество. Даже если они носят хиджаб, они должны ощущать себя частью общества, любить эту страну, трудиться на благо этой страны, принять активное участие в ее жизни и служить ей.

Что, с другой стороны, может сделать западное общество для того, чтобы быть более гостеприимным по отношению к мусульманам?

Мы должны искать проекты для совместной работы, искать мусульманских лидеров, которые являются образцом служения своему обществу и показать их других мусульманам. Такие лидеры смогли бы стать платформой для рядовых мусульман, которые будут работать на благо своего общества. Но я не люблю говорить: они должны что-то сделать для нас. Мы, будучи мусульманами, должны начать с убеждения, что мы любим страну, в которой мы живем Мы, будучи мусульманами, должны искать проекты и партнеров.

Вы описали вашу деятельность как состоящую из различных этапов: во-первых возвращение к духовности, затем развитие, и теперь сосуществование ...

То, что я делаю, похоже на собирание пазла, состоящего из трех частей: Сосуществование нам необходимо для развития, потому что без западных партнеров, которые обладают знаниями, мы не добьемся успеха. Поэтому мы нуждаемся в сосуществовании, мы нуждаемся в развитии, мы нуждаемся в вере. И все это представляет собой один пазл, одну цепь. Это необходимо для того, чтобы воспитать у молодежи на Ближнем Востоке более позитивное мироощущение, уберечь его от экстремизма.

Должна ли политика быть частью этого пазла?

Это зависит от того, что вы подразумеваете под политикой. Если вы имеете в виду партии и участие в выборах, это не входит в мою компетенцию. Но если вы посмотрите на мою деятельность как на решение определенных политических вопросов – тогда можно сказать, что она связана с политикой. Моя работа направлена на формирование у молодежи положительных взглядов, а это и есть первый шаг к демократии. Поэтому я занимаюсь политикой, но по-своему. И у меня нет необходимости заниматься ею каким-либо другим образом.

Беседовал Кристоф ДРЕЙЕР

Источник:www.qantara.de

Количество показов: 2769

Возврат к списку