Нияз Сабиров: «Валиулла хазрат запомнился мне как целеустремлённый и любящий свой народ религиозный деятель»
В этом году исполнилось 12 лет со дня убийства известного татарского мусульманского деятеля, издателя, первого ректора возрождённого медресе «Мухаммадия», заместителя муфтия Республики Татарстан и имам-хатыйба Апанаевской мечети — Валиуллы хазрата Якупова. Своим неустанным и самоотверженным трудом Валиулла хазрат внёс неоценимый вклад в духовное и культурное развитие общества, оставив огромный след в истории своего народа, религии и страны.
О наследии Валиуллы хазрата в беседе с корреспондентом редакции рассказал председатель Культурно-просветительского центра «Иман» (Вера), имам-хатыйб Апанаевской мечети города Казани — Нияз хазрат Сабиров.
— Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями. Каким человеком был для вас Валиулла хазрат?
— Я познакомился с Валиуллой хазратом в конце 90-х годов. В то время я писал статьи об исламе, которые публиковались в газете «Вера» под рубрикой «Детская страничка». Эта газета выпускалась под руководством Валиуллы хазрата. Для меня, школьника, было большой радостью увидеть свои статьи в мусульманской газете. Будучи студентом, я участвовал в различных мероприятиях, организованных Валиуллой хазратом. Он запомнился мне как целеустремлённый и любящий свой народ религиозный деятель. Я восхищался его образованностью и эрудицией, любил читать его книги.
— Какие мероприятия проводит Апанаевская мечеть для продолжения дела Валиуллы Якупова и сохранения его наследия?
— Валиулла хазрат вёл активную религиозную деятельность в Апанаевской мечети: организовывал летние курсы для детей по основам ислама, проводил встречи с учёными и историками, а также конференции и круглые столы. Сейчас мы стараемся продолжать эти мероприятия. Мы регулярно проводим лекции для прихожан и организуем двухнедельные летние курсы для детей, на которых они, помимо знаний об исламе, получают информацию о культуре и истории татарского народа. Многие дети после летних курсов продолжают обучение в медресе при мечети. Ежегодно, в день смерти Валиуллы хазрата, 19 июля, мы посещаем его могилу и проводим конференцию, посвящённую его наследию.
Издательство «Иман» — это часть наследия Валиуллы хазрата. В своё время он организовал молодёжный центр «Иман», и мы решили расширить его деятельность. Теперь это региональный центр. Мы изучаем книги Валиуллы хазрата Якупова, переиздаём их и стараемся использовать наследие в просветительской и образовательной деятельности. В нашем медресе уроки проводятся по книгам Валиуллы хазрата, изданным издательством «Иман»: «Гыйбадат исламия», «Основы веры». Под издательством «Иман» вышло более 1000 наименований книг. Это большое, богатое наследие. Среди них не только книги по основам ислама, но и по истории татар, татарской литературе, истории ислама. Каждый желающий может ознакомиться с этой литературой и при желании приобрести её.
Мы издаём труды татарских богословов, книги по истории и основам ислама как на русском, так и на татарском языках. В этом году, в рамках Года семьи, мы издали книгу известного татарского учёного-энциклопедиста Каюма Насыри "Китаб ат-тарбия" (Книга о воспитании), в которой содержится 113 наставлений. Она интересна и полезна как родителям, так и детям.
Отрадно, что у нас есть возможность продолжать наследие Валиуллы хазрата. Ведь наша аудитория нуждается в достоверной литературе. Сегодня мы получаем огромное количество информации из самых разных источников, и не всегда они являются достоверными или соответствуют нашему мазхабу и традициям. Мы стараемся следовать наследию наших богословов и распространять именно эти книги.
— Продолжает ли свою работу молодёжный центр «Иман» или он остался в истории?
— Для более эффективной работы молодёжного центра «Иман» в 2019 году была основана новая организация: Культурно-просветительский центр «Иман» Республики Татарстан. Кстати, в этом году центру исполняется 5 лет. В отличие от предыдущей организации, КПЦ «Иман» ведёт свою деятельность на республиканском уровне.
— В какой форме сегодня работает медресе «Касыймия»? Какие идеи были у Валиуллы хазрата относительно этого медресе?
— Медресе «Касыймия» работает в офлайн- и онлайн-режимах: проводятся уроки по основам ислама и чтению Корана, курсы по изучению правил омовения усопших, уроки арабского и татарского языков, курсы по шитью национальной одежды, а также уроки по исполнению мунаджатов. Отрадно, что количество учащихся с каждым годом увеличивается. Многие из них продолжают учёбу в медресе «Мухаммадия» и Российском исламском институте (РИИ). Учащиеся медресе принимают активное участие в проекте «Татар Хафиз», организованном Центром подготовки хафизов Корана имени Усмана ибн Аффана при Казанском исламском университете. Наши шакирды — Тимур Алашеев и Джалиль Нурутдинов — стали хафизами и получили сертификаты о завершении заучивания Священного Корана.
— Валиулла Якупов мечтал создать татаро-мусульманское общество. Он считал, что в Татарстане (и не только) ислам должен быть на татарском языке, и что татарская интеллигенция и молодёжь должны быть ближе к исламу. Как вы думаете, какую оценку он бы дал сегодняшним процессам?
— Да, Валиулла хазрат во многих своих выступлениях и статьях поднимал проблему забвения родного татарского языка, особенно среди молодёжи. Эта проблема сегодня остаётся актуальной. В настоящее время во многих мечетях, построенных татарами, пятничные проповеди ведутся на русском языке. В своей статье «Татарский язык забывают в мечетях» Валиулла хазрат высказывал мнение, что из-за этой проблемы ислам в России может перестать быть татароязычным. Он предложил ряд мер по сохранению татарского языка в мечетях и среди молодёжи.
1995 год
Прежде всего, Валиулла хазрат подчёркивает отношение шариата к различным национальностям и языкам. Он упоминает 13-й аят суры «Худжурат», в котором сказано, что Аллах создал нас разными народами и племенами, чтобы мы познавали друг друга. Смена национальности и языка так же неестественна, как и смена пола.
Он писал: «Если обратиться к биографии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то он с большой гордостью говорил, что происходит из племени курайшитов. Также он называл своих сподвижников, учитывая их национальность. Например, Салман Фариси, Билал Хабаши, Абу Зар Гифари — представители разных народов. Если бы суть ислама заключалась в отказе от национальности, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не упоминал бы их по национальности и племени».
Во-вторых, Валиулла хазрат критиковал слепое следование таким людям, как Ибн Таймия, Мухаммад ибн Абдулваххаб и Насируддин Албани, чьи убеждения не соответствуют мнению большинства учёных. Он предлагал изучать религию по книгам татарских учёных.
В-третьих, по его мнению, важно знать и соблюдать наши обычаи, чтобы сохранить татарский язык и религию. Многие обычаи нашего народа соответствуют сунне Пророка (мир ему и благословение).
Я думаю, что и сегодня он бы придерживался того же мнения.
Нурия Баязитова
Исламский портал
Количество показов: 258