«Лишь 50 процентов выпускников медресе работают имамами»

«Лишь 50 процентов выпускников медресе работают имамами» 6 Июня 2024

В рамках совместной инициативы Духовного управления мусульман Татарстана и Совета по исламскому образованию Российской Федерации был осуществлен масштабный мониторинг исламских медресе республики. Результатами с корреспондентом редакции поделилась эксперт Министерства образования и науки Республики Татарстан, Научно-образовательной теологической ассоциации и Совета по исламскому образованию по общественной аккредитации мусульманских духовных образовательных организаций - Назиря Гиззатуллина.

– Какие показатели и критерии использовались при мониторинге?

– В процессе мониторинга использовались следующие показатели и критерии: общая информация об образовательной организации, качество подготовки выпускников, выполнение требований к структуре основной профессиональной образовательной программы, качество освоения основной образовательной программы, количество иностранных обучающихся и уровень востребованности выпускников.

– Как оценивалось качество подготовки выпускников?

– Качество подготовки выпускников оценивалось путем проведения тестирования студентов медресе по следующим дисциплинам: "Исламское вероучение", "Основы поклонения (ибадат)", история пророков и жизнеописание пророка Мухаммада (тарих аль-анбийа вас-сира), арабский язык, изречения пророка Мухаммада (хадис) и диагностические работы по оценке сформированности гражданских компетенций.

– Какие проблемы были выявлены в ходе мониторинга?

– Не используется электронно-библиотечная система "Знаниум", несмотря на то, что все медресе подключены к этой ЭБС. В некоторых медресе средний балл по итогам тестирования оказался не очень высоким. Возможно, это объясняется тем, что студенты изучают дисциплины на родном (татарском) языке.

2017_03_29_11_14_19 (1).jpg

– Какие рекомендации были даны по повышению качества образования?

– В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" необходимо привести свои официальные сайты в сети Интернет в соответствие с методическими рекомендациями по представлению информации об образовательной организации высшего образования в открытых источниках, разработанными и ежегодно обновляемыми Рособрнадзором. По итогам мониторинга сайтов МРОО (который будет проводиться ежеквартально) рекомендуется обращать особое внимание на своевременность и достоверность предоставляемой информации:

- локальные акты и нормативные документы МРОО (недостаточное количество размещенных документов),

- планы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности МРОО,

- стипендии и иные виды материальной поддержки,

- информация о педагогических работниках в разделе "Руководство. Педагогический (научно-педагогический состав)",

- информация о численности обучающихся и результатах приема в разделе "Образование",

- информация о трудоустройстве выпускников в разделе "Стипендии и иные виды материальной поддержки".

DSC_2071.jpg

– Сколько обучающихся получают образование в профессиональных мусульманских учреждениях республики?

– Общее число обучающихся составляет 4232 человека.

– В чем заключается успех и высокое качество преподаваемых знаний в медресе Татарстана?

– Это победы студентов на олимпиадах международного, всероссийского и регионального уровня в различных областях подготовки.

– Сегодня как в Татарстане, так и в регионах России сокращается количество учебных программ на татарском языке, закрываются татарские школы. Насколько сильно страдают медресе из-за нехватки татароязычных абитуриентов?

– Вероятно, эта проблема затрагивает не только медресе, но и все образовательные учреждения. Число людей, говорящих и учащихся на родном языке, сокращается.

Эта проблема касается не только учебных заведений, но и семей, поскольку наблюдается тенденция к общению в семье не на родном, а на русском языке. По моему мнению, если бы в семьях говорили на татарском языке, таких проблем не возникло бы. 

– Сколько процентов выпускников медресе работают имамами?

– Наши медресе осуществляют программу среднего профессионального религиозного образования. Выпускники идут работать имамами, но это лишь 50% из общего числа обучающихся. Потому что вторая половина выбирает продолжение обучения в высших учебных заведениях. Например, выпускники наших восьми медресе поступают в Казанский исламский институт, получают степень бакалавра, затем продолжают обучение в Болгарской исламской академии для получения степени магистра. И, после прохождения всех ступеней, приступают к работе в качестве имамов, мухтасибов, а также в других религиозных учреждениях.

unnamed (1).jpg

– В скольких медресе обучение осуществляется на татарском языке?

– На сегодняшний день в Республике Татарстан действуют восемь медресе, которые имеют лицензию на право реализации образовательной программы по направлению подготовки религиозных служителей и религиозного персонала религиозных организаций. Среди них три высших учебных заведения. Относительно медресе, в которых обучение полностью ведется на татарском языке, это Кукморское медресе, Мамадышское медресе, Медресе «Ак мечеть» г. Набережные Челны, а также "Казанское медресе им. 1000-летия принятия ислама" и "Мухаммадия". В остальных медресе, таких как Буинское, Альметьевское исламское медресе им. Р. Фахреддина, Уруссинское медресе “Фанис”, а также в высших учебных заведениях: Российский исламский институт, Казанский исламский университет и Болгарская исламская академия, обучение осуществляется на нескольких языках: татарском, русском, арабском и английском.

– Сколько процентов среди учащихся составляют представители СНГ?

– Существует установка относительно религиозных учебных заведений, согласно которой учебные заведения Республики Татарстан должны готовить специалистов для республики. Несмотря на это, мы готовим специалистов также для соседних регионов. Например, Российский исламский институт имеет 20% учащихся из стран СНГ, так как программа включает возможность обучения в дистанционном формате. Для примера, с Казахстаном мы заключили договор, согласно которому студенты получают образование с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Что касается других медресе, я могу отметить, что процент учащихся из стран СНГ не превышает этой цифры.

Нурия Баязитова,
Исламский портал


Количество показов: 339

Возврат к списку