Саджжада: часть ставшей культуры и атрибут для поклонения
Пестрые и махровые, твердые и пушистые, с кисточками и простые – нет, речь идет не о животных или разношерстной одежде, а о сажжада или «намазлык», как у нас принято называть коврики для молитв.
Как было изначально?
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и сахабы во время поклонения совершали саджда (земной поклон) на землю, камень или циновку, так как дома сподвижников, а также мечети были устланы глиной или камнем. Когда мусульмане принимали у себя гостей, они использовали бараньи шкуры (что-то на подобии современных ковров) для того, чтобы было комфортнее сидеть. Мусульмане тех времен обходились своими полами, они были весьма аскетичны и непринужденны в вопросах роскоши.
В книге «Муснад», Ахмада бин Ханбала приведён следующий хадис от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха (ДБАР) молился на циновке». Подобные хадисы также приведены от Малика бин Анаса, Айши, Умм Саламы, Мемуне, Умм Салимы, Абдаллаха бин Умара.[1] Сейчас эту традицию продолжают соблюдать шииты, совершая поклон на небольшой кусок чистой земли (турба), сделанный из камня или глины. Вокруг данной темы идут много споров, однако важно понимать лишь то, что смысл использования турбы- в желании соблюдать адабы, традиции сподвижников, использование максимально естественных и простых материалов для суджуда, а не поклонение самому камню, не вознесение его в идолы или же вкладывание большего значение, чем просто значение камня. Также, идея поклонения заключается в чистом намерении, благодарности Всевышнему, а вопросы об атрибутах уходят на второй план.
С приходом 10 века мир и технологии развиваются быстрее. Человек стремится окружить себя большим комфортом, чем ранее. Как раз в это время, в 922 году, жители Волжской Булгарии принимают ислам. Больше народов узнают про религию Мухаммада (мир ему и благословение). Так, мы знакомимся с понятием «саджжада», то есть коврами, на которых мусульмане на сегодняшний день совершают земной поклон. По исламу, использование саджжады, как фард, как обязательное, не прописано в Коране. Однако мусульманин сам должен понимать, что в поклонении чистым должно быть все: душа, тело и место, на котором совершается ибадат. Поэтому, люди в целях обеспечения чистоты места молитвы начали использовать коврики, чтобы и лицо, и руки случайно не дотронулись до чего-то грязного, наджаса. Использование коврика необязательно – обязательно лишь чистота места поклонения.
Люди – творения Аллаха, любящие красоту. Человек с самого начала своего существования стремится облагородить все, что его окружает. Так, была создана многовековая культура, включающая в себя предметы искусства, украшение интерьера, одежды и самого человека. Постепенно мусульмане начинают украшать молитвенные коврики: они шьют их из разных материалов, добавляют кисточки, золотой лентой прошивают узоры, завитки, рисуют мечети, элементы природы, цветы, геометрические фигуры. Многие коврики для намаза поистине можно считать произведением искусства, и в этом нет ничего плохого, ведь Пророк (алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Поистине, Аллах – Красивый, и Он любит красоту» (Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи). Так, Всевышний вложил в нас чувство эстетики, чистоты, любви к прекрасному. Однако чрезмерное украшение может отвлекать верующего от совершения намаза: мусульманин может заглядеться на узоры, в то время как необходимо размышлять над словами Всевышнего в прочитанных аятах. Во всем необходима мера.
Тесно переплетенные культуры арабов и тюрков находят симбиоз в ковроткачестве. Как известно, для персов и тюрков ковры – это защита от холода, народное достояние, подарок в качестве приданого невесте и многое другое. Изначально занимавшиеся ковропроизводством персы и тюрки применяют свои способности и в процессе создания «намазлыка». Об этом интересно описано в статье «История азербайджанского ковроткачества и различные школы»: «Когда в 11 веке современная территория Азербайджана попадает под власть Сельджукской империи, начинается тюркизация населения региона (на тот момент это были племена иранские и албанские) в результате миграции тюркских племен. Как результат начинается формироваться азербайджанский этнос, который станет полноценным народом к концу XV века. Именно с этого столетия объемы ковроткачества доходят до размеров промышленной индустрии. Ковры экспортируются в огромное количество стран, включая западную Европу. О коврах писали английский путешественник XVI века Энтони Дженкинсон и голландский мореплаватель XVII века Ян Струйс. Изящные узоры и изысканные орнаменты азербайджанских ковров покорили европейских живописцев»[1].Также в статье указано, что школы азейрбаджанского ковроткачества делятся на три школы: Бакинская, Гянджинская и Карабахская. Так что удачно сложившиеся исторические моменты в переплетении с религиозными переменами в итоге производят красивый результат- молитвенные коврики как одна из составляющих.
В то время, как персы отличались своей любовью к колоритным, броским покровам молитвенных ковриков, то у татар все наоборот – сдержанные простые коврики с национальными орнаментами в виде тюльпанов, кустарников и вечнозеленых растений с аккуратными цветами. Многолетняя история татар, вынудившая их жить какое-то время под притеснением, также сформировала у нации характер сдержанности, который четко передается во всех сферах культуры татар, в том числе и намазлыков.
В производстве намазлыков татары использовали кашемир, сукно, сатин, шелк.[2] В центре чаще всего оставалось свободное пространство, являясь метафорой арки в сакральную часть молитвы, в рай, в представлении людей, усыпанным цветами.
Молитвенный коврик из Туркмении конца 20 века (шерсть, 125х80 см, художник Аджап Байриева):
Египетский молитвенный коврик ручной работы типа «бахтияр» (натуральный шелк, 90х115 см):[3]
Ранее молитвенные коврики несли не только значение религиозной атрибутики, но и признаки и особенности национальной идентичности. Сейчас во многих странах коврики имеют схожий дизайн, форму, пошив, материалы для производства. Они стали минималистичными, как и образ жизни жителей 21 века. С одной стороны, это сближает мусульман, делает их схожими в некоторых вопросах, однако с другой стороны умирает та изюминка, которая присутствовала в орнаментах, в труде, который вкладывали люди в производство культуры в ранние столетия.
Бонус. На сайте islam.plus. в статье «Можно ли молиться без молитвенного коврика?» сказано следующее: «Никак не влияет на действительность молитвы толщина и мягкость покрытия - главное, чтобы поза при земном поклоне была устойчивой. Имам Бухари передал от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) совершал молитву на постели в своем доме, в то время как она лежала между ним и киблой - подобно тому, как совершается молитва над покойником. Бухари озаглавил этот хадис: "Глава о совершении молитвы на постели". Имам Ибн Хаджар сказал в "Фатх аль-бари": "Этим заглавием Бухари имел в виду то, что было достоверно передано Ибн Аби Шайбахом от Ибрахима ан-Наха'и от аль-Асвада и его учеников о том, что они считали нежелательной молитву на коврах, мехах и дерюгах. И указал на дозволенность такой молитвы на основании единогласного мнения сподвижников и табиинов"". Также «Имам Ахмад передал в "Аль-Муснад" от Мухаммада ибн 'Абдуррахмана ибн Аби Ляйла, что один из сподвижников сказал:"О посланник Аллаха! Можно ли мне молиться на мехах?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "А зачем же иначе нужна выделка?"… Также ученый ханбалитского мазхаба ат-Туюри передал в своей книге"Ат-туюрият" (стр. 740) от 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву на ковре».
Опираясь на множество хадисов по поводу использования молитвенного коврика, каждый решает этот вопрос по-своему усмотрению. Мусульманина же перед Всевышним украшают не внешние атрибуты, а внутренние: и одни из самых лучших качеств верующего в намазе – это скромность, смиренность и искренность.
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
[1] https://vk.com/@arabic_club_hse-kovri
[2] https://tatmuseum.ru/news/muzejnaya-azbuka-n-namazlyk_2018_05_18/#
[3] http://islam.ru/content/kultura/53805
Количество показов: 2545