Топ главных предназначений мечети, о которых Вы и не догадывались
Мечеть – является не только молитвенным сооружением для мусульман, это также место отдыха, уединения и созерцания. Всемирная история гласит, что мечети использовались ранее не только для совершения намаза, но и являлись центрами обеспечения бедных мусульман, центрами собраний халифов и служили больницами для раненых людей во время многочисленных битв.
Вначале мечети были местом проведения Советов Шуры: примером этого был совет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) его уважаемым спутникам в битве при Ухуде, халифы часто консультировались на такие важные темы, как войны или договоры. Советы проходили не только по определенным вопросам, там также обсуждалось все, что происходило вне, чтобы выносить какие-либо решения по определенным обстоятельствам.
Мечети играли роли госпиталей, где лечились больные, раненые солдаты во время битв, а также служили убежищем для так называемых Ибн ас-Сабиля, что переводится, как странник, путешественник. В битве при Аль-Хандаке для Саада бин Муаза после того, как он был ранен в битве была установлена специальная палатка, чтобы иметь возможность позаботиться о нем.
Мечети были центрами благотворительности, куда состоятельные граждане могли пожертвовать закят, а Пророк (мир ему и благословение) мог распределить пожертвования между нуждающимися людьми. Мечеть Пророка обеспечивала прикрытие для солдат, желающих обучиться боевым искусствам, она служила холлом для тренировок. Эфиопцы сражались с копьями внутри мечети, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) одобрил их за свои действия, поскольку некоторые из товарищей готовили и ремонтировали боевые инструменты внутри мечети.
Здание мечети также носила характер здания суда – в ней разрешались споры, где и осуществлялись права потерпевших и обвиняемых, знакомых нам под наукой «фикх». Мечеть Пророка осуществляла задачи современных медиа-центров, где Хасан бин Табет выступал с лучшими стихами собственного написания для защиты ислама и его продвижения. Мечеть являлась местом встречи для делегатов различных стран, наций и вероисповеданий. Также, в истории отмечается, что однажды Пророк, мир ему, принял делегацию христиан Наджрана.
Мечеть Пророка использовалась в качестве тюрьмы для заключенных, и с этим положением также связана интересная история. Тамама бин Атал являлся лидером кяфиров (неверующих), проживающих на территории Аль-Ямама, в центральной части Аравийского полуострова. Однажды Тамам бин Атал был пойман мусульманами, которые привели его в мечеть. Они привязали его к одной из колонн мечети и оставили до встречи с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллах) увидев его, спросил: «Как ты поживаешь?», на что он ответил: «Все хорошо. Если вы убьете меня – тогда будет кровь, если освободите – тогда я буду благодарен, если хотите денег – я дам вам столько, сколько вы желаете». На следующий день Пророк (мир ему) снова обратился к заключенному с тем же вопросом, на что последовал тот же ответ. На третий день Пророк (мир ему) снова задал предыдущий вопрос, на что Тамам бин Атал ответил: «Я уже все сказал вам». Тогда Мухаммад( мир ему) приказал освободить Тамам бин Атала. Тамам вышел с мечети, умылся в близлежащей воде под пальмами и вернулся обратно в мечеть. Он обратился к Пророку (мир ему) с произношением шахады и после произнес: «Я клянусь, ранее для меня не было лицо ненавистнее твоего, Мухаммад, но теперь ты стал важнейшим человеком для меня, также не было религии ненавистнее ислама для меня, но теперь я мусульманин всем своим сердцем. Сейчас я хочу совершить Умру». Пророк (мир ему) сказал Тамаму поехать в Мекку. Тогда, жители Мекки не были верующими, они враждовали с Посланником Аллаха (мир ему). Приехав в город, житель Мекки обратился к Тамаму: «Ты вышел из собственной религии (язычество)?», на что он ответил: «Я стал мусульманином. И я клянусь, что никто из жителей Меккы не получит ни зерна ячменя из Аль- Ямамы до тех пор, пока сам Пророк не разрешит вам это». После голода, испытавшего жителей Мекки, горожане написали Пророку письмо с прошением зерна из Аль- Ямамы. Ответ Мухаммада (мир ему) не заставил себя ждать- он сказал: «Обеспечьте мой народ ячменем». Это показало милость, добродушие и щедрость Пророка (мир ему) по отношению к своим же врагам. Он не дал им умереть с голода, несмотря на политические отношения.
Всевышний указал на то, что мусульманам следует совершать итикяф, для увеличения такуа, осмысление и для обогащения жизненных сил. Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он дал обет остаться в течение одной ночи для итикяфа в Мечети аль-Харам. И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему исполнить обет. Это предание указывает на верность и‘тикяфа в течение одной ночи.
Первые 2 мечети, построенные на земле, являлись мечеть Аль- Харам, находящуюся в Мекке, и Аль- Акса, расположенную в Иерусалиме. Передается, что первым, кто построил мечеть аль-Харам и Аль- Акса, был Адам, мир ему. Муслим передаёт от Абу Зарра: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Заповедная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после неё?» Он ответил: «Отдалённейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: “Вся земля является мечетью («масджид» – место для поклонения), и где бы ни застало тебя время молитвы, совершай её”». После, мечеть Аль- Харам была улучшена Ибрагимом (мир ему), а мечеть Аль- Акса Сулейманом (мир ему).
Первой опорной точки (первой киблой) для мусульман служила мечеть Аль-Акса (Байт аль-Макдис). Также, это было место, куда был перенесен Пророк (мир ему и благословение), для вознесения на небо (Исра валь-Мирадж). Местом, где похоронены сотни посланников Аллаха. Многие сподвижники Пророка (мир ему и благословенне) были похоронены в этом месте. Мечеть прямо или косвенно упоминается в Коране в общей сложности 70 раз. В это место сошли ангелы с посланием Аллаха, и состоялась общая молитва всех посланников Аллаха во главе с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).
Передают со слов Абу ад-Дарды, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки). Джабир передает, что посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто из людей войдет в рай первым?» Он ответил: «Пророки, затем мученики за веру, затем муэдзины мечети Аль-Харам, после них — муэдзины Байт аль-Макдис и муэдзины моей мечети (т. е. мединской), а за ними — остальные муэдзины, по их деяниям» (Фадайл Байт аль-Макдис, Аль-Макдиси, 643, с. 93).
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что каждый мусульманин должен знать и почитать особенно эти мечети, ведь они имеют долгую историю и упомянуты во многих хадисах. По сей день мечети с огромными залами продолжают строиться, и, дай Аллах, чтобы все они были заполнены молящимися.
ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала
Количество показов: 1938