Предание о возникновении столицы Булгары

Предание о возникновении столицы Булгары 17 Января 2020

Булгар – известен нам, как город предков, город начал и первый центр Поволжья, принявший религию Ислам. Он становится основным городом Волжской Булгарии по причине того, что располагается на месте слияния рек Волги и Камы, что дает преимущество в торговле и в военных положениях. В основном, в Булгаре жили финно-угорские и тюркские народности. Именно булгары приняли прямое участие в формировании башкир, татар и чувашей. История Волжской Булгарии нам известна, однако откуда происходит название этноса, проживающего на данной территории?

 Некогда арабский путешественник, исламский миссионер Абу Хамид аль-Гарнати, посетивший Волжскую Булгарию в 1135 и 1150 годах, упоминает прочитанную им «Историю Булгара», в которой говорится, что слово булгар — это арабизированная форма местного слова балар — умный человек. Еще одну этимологию этнонима булгар привел более ста лет назад венгерский учёный-языковед Бернат Мункачи: булгар — «пять угров». Согласно Д. М. Данлопу (англ.) русск. этноним башкорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть пять племён, пять угров. Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа, этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны. Другую версию высказал российский историк А. П. Новосельцев: «Этноним булгары во второй части, несомненно, отражает их первоначальную связь с уграми, а в первой части, очевидно, восходит к тюркскому „булга“ („смешивать“), и тогда всё слово означает „смешанные угры“». Что же говорят об этом татарские народные предания?

Предание о возникновении столицы Булгары

Пророк Нух[i] имел трех сыновей. Одного из них именовали Яфас[ii]. У Яфаса, в свою очередь, также было три сына: Газый[iii], Тюрк[iv], Алып[v]. Каждый богатырь вырос краше и стройней другого.

 Спустя некоторое время – сам шайтан вмешался в их идиллию, и братья повздорили друг с другом. Ссора продлилась на долгое время.

Газый и Тюрк начали открыто враждовать. Тюрк победил Газыя, и с тех пор братья не смогли жить вместе.  Тюрк, будучи победителем, конечно, понимал, что расставание из-за глупой причины невозможно, однако позже он все же переехал в дальние края с другими близкими людьми.

Он обосновался в далеких, холодных краях возле реки. Тогда у той реки еще не было названия, однако она была известна своими величинами и плодовитостью рыб.

На то время Алып находился со своим братом Тюрк. Так, они начали жить вместе.

Алып славился богатырской силой. Если уж Алып пожелал, он мог одной рукой перевернуть как небольшие горы, так и другой рукой скотину поднимать.

Переселились братья на болотистую и лесную местность. Алыпу было крайне неприятно, когда дождь оставлял грязь на его лаптях, а в сухое время его обувь наполнялась пылью. Алып привык время от времени сбрасывать прилипшую грязь  на землю. Тем самым и объясняется появление небольших овалообразных гор у Большого озера с села Биктимер до деревеньки Матак[vi].

Однажды Алып вышел на охоту. Тогда леса были бескрайние и густые. Проведя долгое время на охоте, Алып потерял дорогу и не смог вернуться назад к своему брату. Долго блуждая по лесу, он набрел на речку. У реки жили люди, говорящие на том же языке, однако, это были чужаки. Алып не стал смущаться, и остался жить у них.

Так, они сроднились. Он нашел себе невестку, и они поженились.

Так, он стал гражданином той земли.

У Алыпа появилось на свет два мальчика. Он не смог им придумать имена.

Жили они в юрте, на летнем пастбище.

Однажды, в летнюю пору погоду сменилась: день неожиданно переменился – стало ветрено и холодно. От перемены погоды один его ребенок заплакал, да плакал, размахивая руками, и никто не мог его успокоить. Алып понял – мальчик плакал, потому что ему не дали имени![vii] Посоветовавшись с женой, плачущего и машущего руками ребенка, они решили назвать Болгар.

Родителям очень приглянулось имя мальчика. Не томя время, второго назвали Бортас.

Сыновья выросли такими же богатырям, как и отец. Повзрослев окончательно, дети разъехались и стали жить в разных землях.

Столицу, основанную Болгаром, на которой на протяжении многих столетий проживали известные ханы, стали называть Болгар. Теперь же, у города, распоясанного вдоль реки Волга, остались лишь руины.

Бортас также основал столицу, которая была названа в его честь. Из проживающих на двух разных землях горожан обосновалось два народа: булгары и буртасы. Сначала народы имели одинаковый говор, однако, спустя некоторое время, язык народов поменялся.



[i] Нух-пророк, упомянутый в Библии и Коране. Его три сына положили начало трем человеческим расам, обитающих на Земле.

[ii] Яфас-по преданиям тюрков, отец Тюрка.

[iii] Газый (Угыз)- этноним, по преданиям отец современных туркменских, азербайджанских, тюркских народов.

[iv] Торек- этноним, легендарный праотец тюрков.

[v] Алып- дастан, эпос татарского народа.

[vi] Биктимер, Матак- Среднее Биктимирово, Нижнее Биктимирово, Базарные Матаки, Верхние Матаки,  Старые Матаки- деревни Алькеевского района в Татарстане.

[vii] В татарском поверье люди до сих пор считают, что ребенок, которому долгое время не дается имя- будет плаксой.

С татарского языка «болгар» значит «машущий», в данном предания слово употреблено в текущем контексте.

Как известно, до принятия ислама булгары практиковали первый в мире «атеистический монотеиз» – тенгрианство. Что это? Они верили в верховное божество «Тенгри», то есть в небо. Булгары проживали в степях, лесах, и от погоды зависели их урожай, проживание и длительность жизни. Они видели, что небо «дает» им дождь, как благодать, или может разразиться громом и сжечь леса, ударив молнией в деревья. Также они предполагали, что небо «ниспосылает» засуху, как наказание, поэтому они возвеличивали культ неба, как высшая точка контроля их жизни. Во всей религии прослеживалась вера в Единого Создателя, Творца, которому поклоняются и люди, и духи. Вторым божеством являлось культ матери- природы Умай, которая плодоносила, «желая заботиться о своих детях». Религия называлась тенгрианством, и до сих пор мы можем уловить некоторые отголоски первой религии булгар на традициях, поверьях и жизни современных тюрков. Татары отмечают праздник «җыен», который праздновался татарами вплоть до войны – это Улуг Кун-Олы көн-который татары- кряшены празднуют и сейчас, приурочив древний праздник к христианской Пасхе. Тенгрианство пропитано духом природы, в нем есть такие праздники, как (день летнего солнцестояния) Улуг Кун – Кун Пазы(22 июня ). Праздник поклонения Солнцу или Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

Заглянув в прошлое, мы узнаем наши корни, праздники, присущие предкам и их стиль жизни. Можем предотвратить опасности, с которыми сталкивались они. Можем поменять нашу жизнь, основываясь на их учениях. Так, отец Ибрахима (мир ему) был идолопоклонником. Библейская традиция говорит о том, что он был их скульптором, поэтому первый призыв Ибрахима (мир ему) был направлен именно к его отцу. Он обратился к нему, призывая к здравому смыслу, свойственным для мудрого человека: «Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесёт тебе никакого избавления? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путём» (Коран, сура «Марьям», аяты 41-43). Ответом Ибрахиму (мир ему) послужил ярый отказ. Этого и стоило ожидать, так как взрослый человек не пожелал послушаться «юнца».

У татар есть пословица «Үткәнен белмәгәннең – киләчәге юк», что переводится как «Тот, кто не знает своего прошлого, у того нет настоящего».

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Количество показов: 101

Возврат к списку