Шахерезада – величественная дочь Востока: толкование одной картины

Шахерезада – величественная дочь Востока: толкование одной картины 7 Июня 2019

Шахерезада
Идет из сада…
Так вот ты какой, Восток!
А.А. Ахматова

                                                                     

Имя Шахерезады знакомо каждому, кто читал легендарную «Книгу тысячи и одной ночи». Героиня уникального наследия арабской литературы была дочерью визиря, служившего при царе Шахрияре. Благодаря своему уму и красноречию Шахерезада не только спасла свою жизнь, но и жизни сотен невинных девушек, которые могли быть принесены в жертву царской жестокости. Правитель, разуверившись в верности женщин после измены жены, каждое утро приказывал убивать непорочную деву после совместной ночи. Смелая Шахерезада рассказывала царю сказки по ночам, с наступлением рассвета «вдруг» прерываясь в самой захватывающей части. Чтобы узнать продолжение, Шахрияр откладывал казнь девушки еще на одну ночь. Тысячу ночей поддерживала  любопытство правителя мудрая красавица, пока не пришла к нему с уже тремя детьми молить о прощении и помиловании. Однако к тому времени сердце Шахрияра растаяло, и здравый смысл вернулся к нему.

mtat-Gq5R3k.jpg

 Царь Шахрияр прощает царицу Шахразаду

Качества характера и история этой удивительной героини волновали умы не одного поколения мыслителей, деятелей искусства. Образ прекрасной Шахерезады нашел отражение в кино, театре, живописи, поэзии, скульптуре. Например, симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова «Шехерезада», одноименный балет Михаила Фокина (первая постановка 1910 г.), спектакль «Тысяча и одна ночь Шахразады» в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна (премьера 2008 г.), многочисленные киноверсии, даже в Солнечной системе есть планета «Шахерезада».

pDmvujPSjUQ.jpg

 Михаил Фокин и Вера Фокина, 1914

Творческие деятели, восхищаясь сказительницей, рисовали ее в своем воображении, а после, к примеру, облекали в мрамор или перекладывали на холст - часто в гаремном одеянии, полуобнаженной. Либо вовсе без одежд, как художник Петр Кончаловский (картина «Шахерезада», 1917 г.). Все это, безусловно, талантливое, но порой стереотипное толкование образа царицы. Особняком в этом многообразии объектов искусства стоит картина английской художницы французского происхождения Sophie Gengembre Anderson (Софи Жанжамбр Андерсон, ХIХ век). Специализирующаяся в жанре портрета женщин и детей, она создала портрет своей, ни на кого не похожей Шахерезады.

rB9kjYM2Rq0.jpg

 ©️ The New Art Gallery Walsall / Sophie Gengembre Anderson. Scheherazade

На картине изображена молодая женщина. Соболиные брови, прямой нос, легкий румянец на щеках, чувственные губы. Длинная шея, густые черные косы. Настоящая восточная красота. Сложно ею не очароваться с первого взгляда.  Однако хочется заглянуть дальше красивой картинки, разгадать личность. Почему? Темные ясные глаза, будто сама ночь отражается в них, смотрят прямо. Недюжинный ум ощущается в этом взгляде. Голова слегка наклонена, словно она с любопытством наблюдает за Вами, а не Вы за ней. Руки спокойно сложены вместе, в пальцах зеленая веточка. Ее поза расслаблена, но героиня не пребывает в состоянии неги и блаженства, как в большинстве своем «другие Шахерезады». В ее покое царит достоинство. Эта девушка величественна. Крупные золотые серьги, колье и браслеты, парчовые одеяния «говорят» нам о том, что хозяйка их принадлежит к знатному роду. Перо павлина на голове – эта деталь «вещает» нам: да, она, определенно, прекрасна и уникальна, она – первая, главная. Кстати, имя «Шахерезада» в одном из вариантов перевода с персидского означает «благородная горожанка» («шахр» - город, «азад» - свободный либо представитель сословия «азадан», аналога дворянства). Перед нами царица. Легкая, едва заметная улыбка. Она будто чувствует свое превосходство над Вами. Та, которая смогла растопить ледяное сердце Шахрияра, знает какой-то секрет. Весь ее облик загадочен и немного отрешен. Такой тип женской красоты - спокойный, таинственный - в изобразительном искусстве был присущ так называемым прерафаэлитам. Они и оказали влияние на раннее творчество автора данной картины Софи Жанжамбр Андерсон.

_hdyC2HJZiI.jpg

«Прозерпина», Д. Г. Россетти 1874 год, галерея Тейт, Лондон

Идеальная красота, женственность на полотнах прерафаэлитов достойна поклонения. И мы, вслед за ними и художницей Софи, готовы восхищаться этой новой, практически средневековой правительницей Шахерезадой. Мы видим перед собой не просто прекрасную задумчивую женщину, но храбрую и мудрую, обладающую глубоко чувствующей натурой. Покой и безмятежность картины не в изображении безразличной и равнодушной, жестокой и холодной царицы. Она не Снежная королева, в царстве которой было, на первый взгляд, тоже спокойно и умиротворенно. Наша героиня живая, настоящая, испытывающая целую гамму эмоций и чувств. Но нам она этого не покажет. Ибо ее величие, воспитание и душевная чистота не позволяют ей раскрываться перед всеми подряд. Ее истинную любовь, внимание, заботу заслуживает лишь ее царь, ее муж и покровитель Шахрияр. Доброта Шахерезады, нежность, живая энергия, теплота и женственность передана художницей с помощью цветовой палитры картины. Глубокие оттенки коричневого, как сама земля, дающая жизнь всему сущему, способная из одной маленькой семечки явить свету могучее дерево. Так женщина, Шахерезада, дарит жизнь своим детям, наследникам царя. Теплая зелень в руке героини символизируют молодость и невинность. Нежные персиковые цвета головного убора созвучны цвету лепестков губ, способных произнести слова любви и верности. Яркое бирюзовое платье, как яркая восточная натура героини. Но видно оно лишь немного, большая часть платья скрыта под темной накидкой. Художница лишь приоткрывает для нас завесу тайны огненного характера Шахерезады. Узоры на платье – будто та словесная вязь, которую искусно плела сказительница каждую ночь в опочивальне правителя. Блестящее золото словно отражает свет солнца. Рядом с круглыми дисками на ожерелье мы видим подвески в форме полумесяца. Солнце и луна украшают царицу, даря ей свое сияние и ослепляя нас, зрителей. Тени, отбрасываемые одеждой на лицо Шахерезады, слегка приглушенный свет создают атмосферу интимности и уюта. Вот она – обладающая разными оттенками настроения великая женщина, способная своими рассказами подчинить себе день и ночь

81squ-nEE0Y.jpg

 Царица Шахерезада и царь Шахрияр

Посмотрите еще раз ей в глаза. Вы видите этот блеск? Кто отразился в ее взгляде? Царь Шахрияр? Это свет безграничной любви в очах счастливой женщины? Быть может, это сияет материнская любовь к своим детям, благородным потомкам правителя? Или это внезапно вспыхнувшие искры радости и гордости от осознания того, что спасла от гибели других девушек? Не испугалась собственной возможной смерти, проявила смекалку и храбрость, раскрылась как невероятная сказительница, психолог, образованная, воспитанная, достойная дочь своего отца, истинно любящая свой народ царица. А теперь ответьте себе честно: возникает ли у Вас желание раздеть эту женщину, как делали это многочисленные художники, скульпторы, режиссеры… Раздеть эту царицу с ясным и умным взором? Величественную дочь Востока?..

 

Эльнара Мир специально для Исламского портала

 


Количество показов: 3427

Возврат к списку