Апанаевская мечеть – жемчужина Старо-Татарской слободы
АПАНАЕВСКОЙ МЕЧЕТИ 250 ЛЕТ
В 2019 году Апанаевская мечеть празднует свой юбилей – 250 лет. Наш корреспондент побеседовал с имамом мечети Ниязом хазратом Сабировым об ее истории и современной деятельности. Нияз хазрат поделился тем, почему Апанаевскую мечеть называют жемчужиной Старо-Татарской слободы и почему мусульманам долгое время запрещалось строить молельные храмы. Он также рассказал о примечетской жизни, о знаменитых выпускниках Апанаеской медресе и об издательстве «Иман», которое по сей день продолжает издание книг по основам, истории и нравственности Ислама
СТАРО-ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА
Что вы знаете о Cтаро-Татарской слободе, которая расположилась в самом центре Казани на берегу озера Кабан? Наверное, каждый житель города, прогуливаясь по этим улочкам, замечал высотные деревянные дома, ворота которых расписаны татарскими национальными узорами, величественные мечети из белого камня, мусульманские магазины и кафетерии с традиционной кухней. А задумывались ли вы о том, что история Cтаро-Татарской слободы берет свое начало с 1566-1568 гг. и по сей день является одной из главных культурных достояний Казани?
Старо-Татарская слобода – это центр, который объединял всех татар, который давал толчок развитию культуры и самобытности татарского народа. «Центр образования» – именно так можно было назвать Татарскую слободу, ведь в ней находились престижные медресе, из стен которых вышло много выдающихся татарских богословов, общественных и культурных деятелей. Благодаря ей татары смогли сохранить свои обычаи и культурные традиции.
Возникновение Старо-Татарской слободы связано с завоеванием Казани Иваном Грозным. Во времена его правления татарам запрещалось жить в городе, в связи с чем, князь московский предоставил им отдаленное место за озером Кабан. Татары восприняли такое решение как возможность без дальнейшего политического вмешательства строить дома, мечети и медресе. Они стали заниматься ремесленным делом, обучать население грамоте и религии. Однако официальное разрешение на строительство храмов и учебных заведений татары получили лишь после визита императрицы российской империи Екатерины II в Старо-Татарскую слободу. Ее политика по отношению к татарам-мусульманам и к представителям других конфессий носила щадящий характер и позволяла открыто вести религиозную деятельность.
АПАНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ – ЖЕМЧУЖИНА СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ
Одним из самых ярких и выдающихся исторических памятников Казани XVIII столетия, относящихся к ранним из дошедших до нас образцов татарского культового зодчества, является Апанаевская мечеть.
Апанаевская мечеть («Вторая соборная», «Байская») была построена в 1768-1769 гг. на собственные средства купца Якуба бин Султангали на основании личного распоряжения царицы Екатерины II во время ее пребывания в Казани. Якуб бин Султангали бин Кадыр бин Бикта аль-Казани являлся выходцем из татарского села Камкино Нижегородской губернии. В историю он вошел как первый глава Казанской городовой ратуши двух татарских слобод, которую с момента создания возглавлял на протяжении четырех лет до своей смерти в 1788 году, то есть фактически он являлся первым мером татарской части Казани. Именно в годы его руководства Казанская ратуша начинает превращаться в экономический центр татарского мира.
Мечеть стала называться Апанаевской в честь династии богатых купцов Апанаевых, которые содержали её. Мечеть расположена в самом историческом сердце Казани – Старо-Татарской слободе по улице Каюма Насыйри, 27 и является памятником федерального значения.
Одним из первых имамов Апанаевской мечети был Салих Сагитов, уроженец деревни Килеево (ныне Балтасинский район РТ), учившийся в Аравии и Бухаре. При Апанаевской мечети было учреждено медресе, в котором он прославился как высокообразованный мударрис. В 1831 году имамом мечети стал Исхак Сагитов, также известный педагог и богослов, окончивший одно из бухарских медресе. После его смерти в 1838 году обязанности имам-хатыйба были возложены на выходца из деревни Дусаево (ныне Мамадышский район Республики Татарстан) Мухамметкарима Мухамметрахимова, который прослужил здесь до 1861 года, затем на эту должность выбрали сына Исхака Сагитова – Салахутдина. Салахутдин хазрат Сагитов стал последним из плеяды священнослужителей Апанаевской мечети, ориентировавшихся на традиции средневекового Востока, и в частности Бухары. Он умер в 1875 году, а 19 октября 1876 года главой Прихода стал мулла Тазетдин Баширов (1813-1879). До этого он был муллой в деревне Большой Менгер (ныне Атнинский район Республики Татарстан). С 1880 года имам-хатыйбамиАпанаевской мечети были отец и сын Салиховы. Первый из них, уроженец и бывший мулла деревни Чирши Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан) ʽАбдулгаллям Салихов (1832-1899), второй – Мухаметкасим Салихов (1871-1954), многое сделавший для утверждения в приходе джадидского образования.
Изначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. Внешние формы здания основываются на распространенных в конце XVII–первой половине XVIII веков мотивах русского барокко. Это килевидная кровля, пилястры вдоль ребер восьмигранного минарета, «городковые» междуэтажные пояса и карнизы. Уникальным здание делают пилястры, разветвляющиеся кверху, напоминающие диковинные растения из татарских орнаментов.
В результате реконструкции мечети в 1872 году по проекту архитектора П.И. Романова здание было удлинено в северную сторону, оно приобрело симметричную композицию с минаретом в центре. В 1882 году вокруг мечети была построена кирпичная ограда и одноэтажная лавка. Годами позже лавка расширяется – возникает второй этаж.
Апанаевская мечеть была закрыта постановлением Центрального Исполнительного Комитета Татреспублики 6 февраля 1930 года. В советское время минарет и михраб были разрушены, а в здании расположился детский сад.
Постановлением Кабинета Министров РТ в 1995 году мечеть была передана мусульманской религиозной общине. Первым имам-хатыйбом вновь созданной общины Апанаевской мечети был известный религиозный и общественный деятель Валиулла хазрат Якупов (1963-2012), который вместе со своей командой приложил все усилия для возрождения исторического памятника. Мечеть была включена в различные государственные программы РФ и РТ по сохранению исторического наследия. После чего началась работа по возрождению храма. В ходе реставрации вся работа основывалась на имеющихся архивных документах. Нынешние узоры на стенах очень похожи на те, что были раньше. Старались все воссоздать с точностью до мелочей. Благодаря милости Всевышнего Аллаха и непосредственной поддержке президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова реставрационные работы в Апанаевской мечети были завершены зимой 2011 года. 2 декабря 2011 года состоялось официальное открытие Апанаевской мечети.
С декабря 2013 года имам-хатыйбом мечети стал Нияз хазрат Сабиров, который продолжил работу, начатую Валиуллой хазратом.
В Апанаевской мечети ведутся курсы по изучению основ ислама и чтению Корана для детей и взрослых, проводятся лекции на актуальные темы ислама.
В период летних каникул в мечети проводятся уроки нравственности для детей школьного возраста. Дети изучают основы и нравственные принципы ислама. Кроме занятий для юных мусульман организовываются культурные мероприятия, посвященные ознакомлению с национальными традициями, знакомству с известными людьми и проводятся различные мастер-классы. Также дети играют в спортивные игры, участвуют в конкурсах и викторинах.
АПАНАЕВСКОЕ МЕДРЕСЕ
Апанаевское медресе – одно из старейших учебных заведений Казани. Становление Апанаевского медресе восходит к 70-м гг. XVIII в. В настоящее время оно находится по ул.Ш.Марджани 28. Здание медресе было расширено в 1877 году по проекту архитектора П.И.Романова. В разные годы медресе носило разные названия: «Апанаевское», «Приозерное», поскольку главный фасад медресе выходит на озеро Кабан. С 1899 года медресе заведовал указной имам Апанаевской мечети Мухамматкасым Абдулгаллямович Салихов, поэтому в народе за ним закрепилось название «Касымия».
Апанаевское медресе считалось одним из самых престижных среди российских мусульман в XIX веке. В данном медресе учились видные ученые, просветители, политики, писатели, деятели культуры татарского народа, такие как: Галимджан Баруди (1857-1921) – видный богослов, общественный деятель, выдающийся педагог, основатель медресе «Мухаммадия», всероссийский муфтий; Ахмадхади Максуди (1868-1941) – татарский языковед, педагог, исламовед, редактор и общественный деятель; Муса Бигиев (1873-1949) – крупнейший богослов, почитаемый во всем исламском мире; Хусаин Фаизханов (1823-1866) – общественный деятель, педагог и историк; Гаяз Исхаки (1878-1954) – писатель, драматург, редактор, издатель, журналист; Садри Максуди (1878-1957) – государственный и общественно-политический деятель; Галиаскар Камалов (1879-1933) – известный драматург и др.
Апанаевское медресе, как и другие религиозные образовательные учреждения, было закрыто после Октябрьской революции 1917 года.
Cтараниями прихода Апанаевской мечети и государственных органов Республики Татарстан в 2010 году здание медресе было возвращено мусульманской общине.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПРИ АПАНАЕВСКОЙ МЕЧЕТИ
Создание образовательного этно-культурного центра при Апанаевско ймечети обусловлено возникшей в обществе потребностью и необходимостью возрождения исторически сложившихся культурных традиций татарского народа.
Одна из особенностей татарской мечети состоит в том, что при каждом культовом храме создавались образовательные учреждения, именуемые кратким словом медресе, где учащиеся наряду с получением религиозных знаний приобретали навыки по народным ремеслам.
Апанаевская мечеть расположена в центре Старо-Татарской слободы, в которой проживали татарские мастеровые, ремесленники и торговцы. Здесь было большое количество ремесленных мастерских. В особенности занимались меховыми и кожевенными ремеслами. О чем свидетельствуют названия двух прилегающих улиц: Кунче (кожевник) и Сафьян (овечья кожа).
Сегодня ощущается удаление общества от своего исторического прошлого, забываются многие национальные народные традиции. Молодое поколение практически не имеет возможности ознакомиться с культурой жизни своих предков. Тем самым теряется преемственность исторических навыков и традиций. Хотя еще имеются носители технологий и мастера этих древних ремесел. Но отсутствует площадка для передачи этих знаний.
По этой причине при Апанаевской мечети был создан образовательный этно-культурный центр, в котором ведется обучение по следующим направлениям:
1. Национальная одежда
– изучение исламской одежды;
– обучение навыкам ношения одежды в свете этно-мусульманской особенности татарского народа;
– обучение дизайну и пошиву одежды в соответствии с мусульманской и национальной традиции;
– изготовление аксессуаров, акцентирующих национальную особенность одежды;
– обучение изготовлению национально-культовых головных уборов.
2. Кожаная мозаика
– обучение особенностям национальной обработки кожи, а также изготовлению различных кожаных изделий, таких как национальные ичиги и различные аксессуары из кожи;
3. Художественное направление
– роспись: обучение нанесению узоров по национальным мотивам на различные материалы (бумага, керамика, кожа, ткани и т.д.);
– художественное рисование: обучение различным креативным приемам рисования, таких как батик, рисование на воде, рисунок маслом и т.д.;
– каллиграфия: обучение и возрождение национальной арабской каллиграфии.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИМАН» ПРИ АПАНАЕВСКОЙ МЕЧЕТИ
Издательство «Иман» является первым мусульманским издательством в России постсоветского периода, создателем которого был Валиулла хазрат Якупов. Работает с 1990 года. Издательство «Иман» знакомит читателей с богатым наследием татарского народа, его многовековой историей, трудами видных богословов прошлого и настоящего. Также издательство «Иман» издает различного рода учебные пособия для мусульманских образовательных учреждений.
Кроме того издательство «Иман» явилось первым Российским мусульманским издательством, которое на протяжении десятилетий выпускало периодическую литературу.
С 1994 года издается ежегодник «Календарь мусульманина» на татарском языке. В издательстве «Иман» вышло много книг ханафитских ученых в переводах на русский и татарский язык. Например, «аль-Фикх аль-акбар» («Величайшие знания») имама Абу Ханифы, книга по акыде Имама Джагфараат-Тахави, толкование акыды имама ан-Насафи, книга по исламскому праву Мухаммада Ашика «Ат-тасхил ад-дарури ли-масаил аль-Кудури», «Хидоя» Бурхануддина аль-Маргинани, «Мухтасар аль-викая» и др.
Книгами, выпущенными в издательстве «Иман», пользуются и сегодня во многих районах Республики Татарстан и регионах Российской Федерации.
Также издательство «Иман» тесно сотрудничало с Казанским мухтасибатом, Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Во взаимодействии с казанским мухтасибатом сотрудники издательства «Иман» помогали создавать на телеканале «Эфир» передачу «Знакомьтесь: Ислам», режиссером которого был Валиулла Якупов, также в издательстве «Иман» готовилась газета «Казанский мухтасибат».
При образовании единого духовного управления мусульман Татарстана, после объединительного съезда 1998 года коллектив издательства «Иман» внес свой скромный вклад в формирование информационного издательского блока муфтията. На базе издательства «Иман» освещалась деятельность Духовного управления мусульман. Выпускались решения, тезисы съездов, научно-практических конференций, проводимых ДУМ РТ.
Издательство «Иман» сотрудничало с известными учеными, историками, писателями, такими как: Масгут Гайнетдинов, Хатыйп Миннегулов, Дамир Исхаков, Рафик Мухамметшин, которые могли реализовывать свои творческие труды в виде книг и брошюр.
В издательстве «Иман» было выпущено более 1000 наименований книг на татарском и русском языках.
Сегодня издательство «Иман» продолжает издание книг по основам, истории и нравственности Ислама, различные учебные пособия, труды татарских богословов, которые зафиксированы в старо-татарской графике, переводческий отдел издательства переводит их с арабской графики на кириллицу, и книга становится доступной для читателя.
Эльвира Маликова, специально для Исламского портала
Фото: архив Апанаевской мечети
Количество показов: 3959