О страхе перед Аллахом и надежде на Его милость

О страхе перед Аллахом и надежде на Его милость 14 Декабря 2018

Когда верующий, колеблясь между страхом перед Божиим наказанием и надеждой на Божье прощение, вспоминает, что Аллах быстр в расчете и силен в наказании, тут в нем приобретает страх. А когда вспоминает, что Он извиняющий, милостивый и милосерднейший из милостивых, в нем преобладает надежда. Однако если один страх заполнил его сердце – он уже предается отчаянию в Божьем милосердии:

«Поистине, отчаиваются в утешении Аллаха только люди неверующие» (12:87).

А человек, живущий в иллюзии надежды, не осознавая Божьей силы, может подумать, то он уже защищен от хитрости Аллаха:

«В безопасности от хитрости Аллаха - только люди, потерпевшие убыток» (7:99).

Как уже было сказано, Творец не подобен творениям, а страх перед ним не подобен страху перед Его творениями. Например, вы страшитесь льва, стоящего напротив, оскалившего зубы и громко рычащего. Вы стоите перед ним один, без оружия, не в состоянии защитить себя. Однако страх перед Аллахом не похож на страх перед львом. Опасность льва можно ликвидировать каким-то образом, даже если он был намерен напасть на вас. А если Аллах, являющийся Господом и Творцом льва, предписал вам что-то , невозможно избавится от Богини-судьбы.

Другой пример. Вы испугались гремящего потока разлива, хлынувшего на вас, ведь вы бессильны против силы его течения. Однако это не похоже на страх перед Аллахом, заставившим поток течь, могущим приостановить его, осушить или отразить когда захочет. Успеть убежать от потока возможно, однако невозможно убежать от наложенной Божьей кары. Вы боитесь болезней,  бедствий, потери любимых и убытка денег, но это совершенно несравнимо с боязнью перед Аллахом Всеведущим, в руках которого сосредоточено все. Если Он захочет, Он может повергнуть вас тяжелому испытанию, а если захочет – пощадит вас. Нужно иметь ввиду, что никакая тварь в мире не сможет избавить вас от испытания, которому захотел подвергнуть вас Творец.

Верующий должен осознать важность и страха и надежды. Стоя на молитве и произнося слова «Милостивый, Милосердный» он проникается надеждой, а произнося «Царь в день суда» – испытывает страх.

К сожалению, большинство мусульман отдают предпочтение надежде перед страхом и ожиданию прощения перед опасением наказания. Такой мусульманин, исполняя обязательную молитву и воздерживаясь от запретного, считается богобоязненным, но теряет привилегированную позицию в раю, уподобляясь ученику, получившему минимальную оценку для перехода в следующий класс. Он не провалится на экзамене, но если он не получит ни благодарности, ни награды, он сдает экзамен на «удовлетворительно», а не на «хорошо» или на «отлично».

 

Полагание на Аллаха:

Аллах Всемогущий  сказал:

«Если вы уверовали в Аллаха, то на Него полагайтесь…» (3:159).

Что значит полагание и в чем заключается его сущность? Выше отмечено, что Аллах создал как полезные, так и вредные вещи, а законы, установленные Им для вселенной, содержат в себе средства, приводящие к тому и другому. Можно ли понимать под полаганием, что мы можем отказаться от принятия мер, говоря, что Аллах за вас отвечает?

Среди суфиев были и такие, кто представлял полагание как отказ от принятия мер, они не трудятся, чтобы зарабатывать себе на хлеб, а ждут, пока получат его без труда. Если у кого-нибудь из них есть больной, он оставляет его без лечения, надеясь на выздоровление без лекарств. Они кочуют по пустыне, не имея запаса продовольствия, надеясь получить его без труда. Они имеют такое же представление об образовании, думая, что оно достигается без труда, неправильно цитируя следующий стих Корана:

«И бойтесь Аллаха; поистине Аллах вас учит» (2:282).

Если внимательно прочитать этот стих до конца, становится ясно, что он не приводит к подобному значению. Тому, кто ограничится только этим выражением, что якобы знание достигается только богобоязненностью, без обучения, мы скажем, что богобоязненность достигается повиновением исламскому закону, требующему добывания знания. Это значит, что тот, кто не учится, не считается богобоязненным. Вот другой стих Корана:

«Расходитесь по земле, и ищите милость Аллаха» (63:10).

Исламский закон также говорит:

«О божии рабы, лечитесь!», «Запасайтесь» и «Приобретение знаний – обязательное». А тот, кто отказывается от обучения – нарушает исламский и природный закон.

Есть люди, которые поглощены материальными интересами, живущие только ради материальных благ, уверенные, что именно меры делают следствия, лекарство само по себе исцеляет, и труд сам приводит к успеху. Но по сути дела это не так: иногда меры принимаются, а результата нет, лекарство принимается, а выздоровление не наступает. Например, двое больных в госпитале получают идентичное лечение у одного и того же врача, один из них может поправиться, а второй умрет. Подобно этому, крестьянин мог применить новейшие способы и машины, засеять поле самыми лучшими семенами и удобрять землю наилучшими удобрениями, но вдруг ударил сильный мороз или проявились другие суровые климатические условия. Тогда все его усилия и меры пропадут даром.

С одной стороны в результате одних только мер не обязательно получить следствия, с другой стороны, что логично нельзя ими пренебрегать. Правильное решение, исходящее от разума и исламского закона – принять все необходимые меры, а затем просить Аллаха обеспечить результаты. Другими словами привяжите верблюда и положитесь на Аллаха, чтобы его охранял, изо всех усилий готовьтесь к экзамену, полагаясь на Аллаха, а затем просите у Него успеха.

Вот это – реальное значение полагания на Аллаха. Ведь полагаться не значит игнорировать имеющиеся в нашем распоряжении меры, пренебрегать Божиими установлениями во вселенной, забывая, что Аллах один, который предоставляет благо и вред, следовательно, добиться успеха у кого-нибудь другого нельзя.

Принятие мер – обязательное условие в достижении того что нам нужно в принятии мер заключается послушание исламскому закону и слежение за Божьими закономерностями во вселенной. Однако одних мер недостаточно, так как все результаты - в руках Аллаха. Поэтому истинно полагающийся на Аллаха прилагает все свои усилия, позволяющие  добиться цели, принимает все законные меры в достижении ее, веря, что один Аллах приводит к цели, поэтому на Него полагается и у него просит то, что ему нужно.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала


Количество показов: 149

Возврат к списку