Искренние деяние являются плодами веры

Искренние деяние являются плодами веры 13 Декабря 2018

Искренние деяние являются плодами веры

Студент, который знает, что через неделю начнутся экзамены, но продолжает тратить свое время на игры и развлечения вместо подготовки к экзаменам, не будет уверен в успешной сдаче экзаменов. Аналогично этому заблудившийся может спросить у вас дорогу, и, услышав ваше указание и доверившись вам, он станет следовать в противоположном направлении. Это свидетельствует о том, что такой человек не уверен в вашей искренности. Таким образом, можно сказать, что полная вера отражается в делах и поступках верующего.

 

Вера и практика

Вера неотделима от практики. Практика – результат веры, ее плод и внешнее проявление. Вот почему Аллах в Коране сочетал веру с добрым деянием:

«Ведь верующие – только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха, а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа, которые простаивают молитву и расходуют из того, что мы даровали. Они – верующие по истине…» (8:2-4).

«Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и его посланника. И когда они бывают вместе с ним в общем деле, то не уходят, пока не попросят у него позволения…» (24:62).

«Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны; которые уклоняются от пустословия; которые творят очищение;  которые соблюдают свои доверенности и договоры; которые соблюдают свои молитвы…» (23:1-9).

«Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, в последний день, в ангелов, в писание и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим, и на освобождение рабов, и заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные» (2:177).

 

Вера возрастает

Одни богословы рассматривали веру как неразделимое убеждение, так что человек может быть одним из двух: верующим или неверующим, между ними нет среднего положения, и к тому же считали веру тотальной и неделимой, к которой нельзя ничего добавить и ни убавить.

Однако большинство богословов связывали веру с добрыми деяниями, считая, что она развивается пропорционально их развитию. Именно такой смысл четко выражен в Коране:

«…А когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру…» (8:2).

«…А тех, которые уверовали, она (сура) увеличивала веру…» (9:124).

«…И увеличивало это у них только веру и покорность» (33:22).

 

Отказ от практики

 Богословы суннитской правовой школы согласно с тем, что тот, кто совершит запретное дело, не игнорируя его запретности, или откажется от обязанности, не игнорируя, что это обязанность и не пренебрегая ею, подвергается наказанию в день Суда, однако не вводит его в неверие, и не подвергает его вечному пребыванию в аду.

По этому поводу пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Прелюбодей, пока он верующий, не совершит прелюбодеяния». Это значит, что он совершает это деяние, не представляя себе, то Аллах осведомлен о нем. А если бы он одумался, тогда стыд перед Аллахом не дал бы ему сделать этого. Допустим, то распутник приготовил все, что нужно для прелюбодеяния и собирался сделать это, но вдруг заметил, что отец смотрит на него. Сможет ли он пойти дальше или стыд перед отцом удержит его от зла? Это при условии, если наблюдал отец, а мог ли человек, зная что Аллах его видит, совершать что-либо дурное.

 

Плоды веры

Искренние деяние являются плодами веры. Наш пророк (с.а.в.), используя свое уникальное пророческое красноречие, дал короткое и ясное определение термину «благодеяние». «Чтобы поклоняться Аллаху, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то Он тебя видит».

Зикр (упоминание имени Аллаха):

Зикр – это первый из плодов веры. Я читал об одном праведнике. Он спросил своего надобного дядю (за которым следовал в ранние свои годы): «Дядя, что мне сделать, чтобы стать таким же, как вы?».  Дядя ответил: «Произнеси трижды в день следующую фразу: «Поистине Аллах наблюдает за мной, поистине Аллах осведомлен обо мне».

Он делал это в течение одной недели. Затем дядя велел ему повторять эту фразу трижды после каждой молитвы. Он выполнял и это еще одну неделю. Дальше приучил его к повторению ее про себя в сердце, не шевеля губами. Таким образом, он привык быть всегда в упоминающим и наблюдающим за своим Господом.

В Коране Аллах обратил наше внимание на зикр (упоминание), и нет другого вопроса, равного зикру по его значению, и никого Аллах так не похвалял, как хвалил того, кто постоянно придерживался зикра.

Лингвистически арабское слово «зикр» имеет два значения: зикр про себя и зикр вслух. Оба вида зикра упомянуты в Коране.

Пример зикра про себя:

«…Я (юноша Моисея) забыл рыбу, заставил меня забыть только сатана, чтобы я не вспомнил…» (18:63).

«О Иса, сын Марьям! Вспомни милость мою тебе и твоей радительнице…» (5:110).

«О вы, которые уверовали! Поминайте милость Аллаха вам…» (5:11).

Зикр вслух:

«И вспомни в писании Ибрахима…» (19:41).

«И вспомни в писании Марьям…» (19:16).

«Помни меня у твоего Господина» (2:42).

«И поминайте над этим имя Аллаха…» (5:4).

Если вы желаете быть в числе поминающих, вспоминайте Аллаха про себя (в уме), находясь наедине, в обществе, на базаре и в пути.… Все время и в любой ситуации помните, что Аллах видит вас, следовательно, делайте только то, что Ему угодно. Даже выполняя свой долг, помните, что вы это делаете, подчиняясь Его велению. То же самое происходит, когда вы отказываетесь от того, что Он запретил. В обоих случаях вы достойны награды. А если перед вами оказались два разных пути, то всегда выбирайте тот, который приблизит вас к раю и убережет вас от ада. Допустим, вы невольно совершили какой-то проступок, а потом опомнились, вы должны покаяться и пороситься прощения:

«Те, которые богобоязненные, когда коснется их видение от сатаны, вспоминают, и вот, – они зрячие» (7:201).

Наилучший метод упоминания – припоминать языком с присутствием сердца. А если ум отсутствует и не разумеет того, то произносит язык, упоминание оказывается бессмысленным. Это  подобно упоминанию разносчика пирожных в Сирии, кричащего: Аллах щедрый», ведь он не ставит за цель упоминать Аллаха, а продать пирожные, а также продавца зеленого салата, кричащего «Аллах вечный»… Иногда упоминание Аллаха является прегрешением, когда упоминает Аллаха тот, кто пьет вино, или тот, кто упоминает Аллаха в распутных песнях. В таких случаях, если он имеет ввиду насмешку (это будет видно по выражению его лица), упоминание Бога считается богохульством. Наилучшая форма зикра – чтение Корана наряду с восхвалением Аллаха, например, при поясном и земном поклоне, а также традиционный зикр, сказанным пророком (с.а.в.).

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 190

Возврат к списку