Принципы и особенность исламской медицины

Принципы и особенность исламской медицины 12 Декабря 2018

1. 

Что говорит о болезнях этом наша религия? Согласно исламскому вероучению, болезнь – это непременная часть жизненных испытаний, которые сотворены Всевышним Аллахом в этой жизни для людей. Всевышний Аллах сказал в Коране.

«И Мы (Аллах) (непременно) испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах [болезнями, смертью] и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых, тех, которые, когда их постигнет (какое-нибудь) бедствие говорят (в душах своих и устами): «Поистине, мы принадлежим Аллаху (и Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы (только) к Нему возвращаемся (после того, как умрём и мы надеемся получить от Него награду за наше терпение)!» (2:155-6).

Мы не верим, что болезни – это происки злых духов, воля случая или дурная судьба. Болезнь и исцеление происходят по воле Всевышнего. Пророк Ибрагим (мир ему) говорит (его слова приводятся в Коране):

«(Господь), Который меня создал, и (Который) наставляет меня на истинный путь, и Который меня наделяет едой и питьём, а когда я заболею, Он мне дарует исцеление, и Который умертвит меня (в этом мире), а потом оживит (в День Воскрешения), и Который – я очень хочу (и надеюсь), чтобы Он простил мне моё прегрешение в День Суда» (Коран 26: 78-82).

Если человек терпеливо переносит испытания, ниспосланные ему Всевышним, он будет вознагражден. Болезни, как и другие жизненные неприятности, могут послужить средством очищения грехов, совершенных человеком:

«Болезнью или другим несчастием, постигающим покорного Всевышнему человека, Аллах сбрасывает со счетов совершенные им дурные поступки, как дерево сбрасывает свои листья» (аль-Бухари).

Некоторые могут сказать – но раз болезни посылаются от Всевышнего, и человеку прощаются грехи, когда он болеет, следует ли прибегать к помощи медицины для лечения? Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) так ответил на этот вопрос: «Ваше тело имеет на вас право» (аль-Бухари).

Наше тело и здоровье – это аманат (доверенность) от Аллаха, и мы должны дорожить ими. Исламу чужды идеи некоторых крайних сект и учений, которые считают, что раз болезни являются испытанием от Бога, лечить их не нужно.

В хадисе также сказано: «Принимайте лекарства, так как Всемогущий Аллах не создал болезни, не создав для нее лечения, кроме одного недуга – старости» (Абу Дауд).

Эти слова подразумевают, что ученым и врачам следует искать лекарства и другие средства для лечения болезней, а больные люди должны прибегать к их помощи и следовать назначенному ими лечению.

 

Принципы и особенность исламской медицины

1.    Уникальность

Основы исламских традиций были заложены более четырнадцати веков назад, когда мир еще прозяб в невежестве; и эти традиции вполне соответствуют тем представлениям, которые выработаны современной медицинской наукой. 

2.    Достоверность

Многие ценности Ислама, несмотря на их ранний приход, стали надеждой и целью, к осуществлению которых стремится современная наука.

3.    Простота и легкость.

Предписания исламской профилактической медицины настолько легки для понимания и просты в исполнении, то не требуют значительных материальных затрат или неимоверных усилий, заставляющих отказаться от их соблюдения.

4.    Доступность

Соблюдение исламских предписаний не требует от мусульманина выполнения каких-то сложных операций, связанных с высоким образовательным уровнем, выдающимися умственными способностями или специальной научной подготовкой: каждый мусульманин в состоянии овладеть ими.

5.    Обязательность

Ислам возводит гигиену в разряд предметов культа, привнося в нее элементы духовности и обязательности, на что неспособен ни один светский закон. Многие гигиенические нормы и правила в Исламе облечены в форму закона путем запрещения всего того, что наносит вред здоровью, и разрушения, одобрения того, что его улучшает и укрепляет.

6.    Самостоятельность в исполнении

Это означает, что исполнение медицинских предписаний ислама является для мусульманина частью его веры в Аллаха, что ему не нужен наставник, который будет контролировать его или полицейский,  который будет следить за ним, ибо контролер его – это Аллах, а наставник – в глубине его души, его совесть.

7.    Всеобъемлемость

Это означает, что медицинские предписания Ислама являются частью единого целого. С точки зрения эффективности воздействия при регулярном и последовательном исполнении они в лучшую сторону отличаются от взглядов современной профилактической медицины, так как апеллируют и к  физической, и к духовной сущности человека.  Следовательно, они предохраняют его как от соматических, так и психических заболеваний, от всего, что может поставить под угрозу его здоровье.

8.    Умеренность и воздержанность как средство защиты от болезней, передающихся половым путем

Ислам допускает удовлетворение полового инстинкта в строгих рамках, определяемых мусульманским правом, ликвидируя тем самым социальные причины распространения заболеваний, передающихся половым путем, которые стали бичом других обществ.

9.    Упор на профилактику болезней

Основной упор Ислам делает на предохранение мусульманина от болезней, но и не оставляя без опеки и обеспечивая лечение, когда болезнь все же настигнет его. Ислам перекрывает все каналы распространения болезней и обещает тому, кто охраняет свое общество от эпидемии, воздаяние и великую награду.

10. Срок действия

Соблюдение предписаний Ислама по вопросам гигиены не имеет ни временных, ни возрастных ограничений. Эти предписания действуют и применяются до тех пор, пока человек способен веровать.

Несомненно, теперь, когда медицинская наука достигла выдающихся результатов, можно говорить о том, что исламская религия по содержанию своих обрядов и традиций полностью соответствует тому смыслу, на который переводится с арабского языка слово «ислам» - здоровье. Действительно, с точки зрения современной медицины, ислам является религией здоровья, физического, духовного и социального благополучия человека.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала


Количество показов: 3359

Возврат к списку