Запрет злословия и распространения слухов. Часть 2

Запрет злословия и распространения слухов. Часть 2 7 Ноября 2018


Злословие сердца

Плохие мысли о ком-либо также запретны, как и плохие слова. И также, как запрещается говорить кому-то о недостатках другого, так запрещается и самому себе говорить об этом и держать плохие мысли о нем. Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли – грех» (Аль-Худжурат, 12).

И Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллах) сказал: «Берегитесь подозрения, ибо, поистине, подозрение – сама лживая речь».

Злословие сердца означает: когда в сердце устанавливается твердое убеждение и плохие мысли о ком-либо. Но, что касается мыслей, случайно появляющихся в уме или когда человек говорит с самим собой, тогда, до тех пор, пока эти мысли не утверждаются и не имеют продолжения, это простительно, согласно иджма ученых. Это потому что у человека нет выбора, ибо он не может остановить появление мыслей, как не может и освободиться от них сразу же, когда они возникают.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаха дозволил моей умме то, что их души шепчут им, пока они не высказали этого».

Ученые говорят: «Это относится к мыслям, формирующимся в уме человека, но не утвердившимся и не оставшимся там».

И они говорят: «Не имеет значения, состоит ли мысль из злословия, неверия или подобного (т.е. все это прощается, если не утверждается). Так, ум некоего человека наводняется мыслями неверия, но это только мысли, возникшие без намерения продолжать их, и затем он избавляется от них сразу после того, как они появились. Он – не неверующий и нет на нем греха»

Причина, по которой прощаются эти мысли, состоит в том, что возникновение этих мыслей невозможно предотвратить. Человек может только предотвратить их оседание и утверждение  в своей голове. Вот почему решимость сердца и его убежденность в этих мыслях запретны.

Поэтому, когда бы эти мысли, состоящие из злословия или иного греха, не появлялись в твоей голове, твоя обязанность – отбрасывать их, отвращаться от них и найти извинения или объяснения, которые могли бы изменить мнимое.

Абу Хамид Аль-Газали сказал в Аль-Ихья: «Если злые мысли появятся в твоем сердце то они от нашёптывания шайтана, которые он поместил в тебе. Ты должен скрывать и противостоять им, ибо он самый страшный из грешников (фасик). А Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник (фасик) с вестью, то постарайтесь разузнать, чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людей и чтобы не оказаться кающимися в том, что вы сделали» (Аль-Худжурат,6).

 

Искупления злословия и покаяние

От каждого, совершившего грех, требуется раскаяние в нем. Покаяние в отношении прав Аллаха должно отвечать трем условиям:

1.    Человек должен прекратить этот грех немедленно


2.    Он должен испытывать угрызение совести и страдания за то, что он сделал


3.    Он должен решить не возвращаться к совершению этого греха


Покаяние в отношении прав людей должно отвечать тем же трем условиям, наряду с четвертым:

4.    Прекратить всякое притеснение, причиненное кому-либо или просить у него прощения


Итак, обязанностью человека, совершившего злословие, являетс покаяние в соответствии с этими четырьмя условиями, поскольку злословие затрагивает также и права человека, и он должен просить прощения у человека, о котором злословил.

Достаточно ли человеку просто сказать: «Я злословил о тебе, пожалуйста, прости мне этот грех» или он должен сообщить ему то, что он говорил о нем?

На это у ученых шафиитского мазхаба существует две точки зрения:

Первая: Открытие того, что он говорил, является условием.  Если он прощен без сообщения о том, что он говорил, прощение – не действительно, как если бы он был прощен за (воровство) неидентифицируемых денег.

Вторая: Осведомление человека о том (что было сказано) не явялется условием, потому, что он может не выдерживать этого и не простить. Поэтому знание им (того, что было сказано) не является условием, в отличие от примера с (ворованными) деньгами.

Первое мнение – сильнее, поскольку у людей есть способность прощать определенные виды злословия, но не все.

И если жертва злословия мертва или отсутствует, то человек освобождается от необходимости просить прощения. Тем не менее, ученые говорят: тогда он должен больше молиться о нем и просить для него прощения, как и совершать много добрых деяний.

Предпочтительнее для того, о ком злословили, простить злословящему его грех, но это не является его обязанностью. Поэтому то отдавать и брать – его право, так что выбор за ним. Как бы то ни было настоятельно рекомендуется ему простить, чтобы его брат мусульманин освободился от этого греха и чтобы был он счастлив, получить великую награду прощения и любви от Аллаха. Всевышний Аллах сказал:

«Те, кто подавляют свой гнев и прощают. Истинно, Аллах любит творящих добро» (Али Имран, 134)

 

О распространении слухов

Имам Абу Хамид Аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал: «По большей части сплетни (намима) относятся к тому, кто чье-либо утверждение (касающиеся другого человека) пересказывает тому, о ком говорится. К примеру, когда некто говорит: «тот-то сказал о тебе так-то». Но, сплетни не ограничиваются только этим примером, а, скорее, их определение: раскрытие того, что человек предпочел бы скрыть, будь этот человек тем, о котором рассказывают, или тем, кому рассказывают, или третьей стороной. И не имеет значения, раскрыто ли это словами или в письме, или жестом и т.п., так же, как и то, о чем идет речь: высказывание ли это, или действие, либо недостаток и т.п. Так что сущность сплетен такова: распространение того, что является личным, и не разрушение тайны того, что человек не хочет раскрыть. 

Человек должен хранить молчание о том, что видит или слышит в отношении людей, за исключением случаев, когда рассказ принесет пользу мусульманину или предотвратит совершение греха».

И он сказал: «От всякого, кому поведали сплетни (намима) и сказали: «Тот-то сказал о тебе так-то», требуется соблюдение следующих правил:

1.    Он не должен верить ему, поскольку тот, кто передает известия – сплетник (намам), а сплетник – грешный человек (фасик), поэтому его сообщения ложны.


2.    Он должен запретить ему делать это, посоветовать ему и раскрыть отвратительность его действий.


3.    Он должен возненавидеть его ради Аллаха, ибо, поистине, в глазах Аллаха он ненавистен, и ненавидеть ради Аллаха ­– есть обязанность.


4.    Он не должен иметь плохих мыслей о человеке, о ком рассказывается, основываясь на словах Аллаха: «Берегитесь многих мыслей (подозрений)» (Аль-Худжурат,12).


5.    То, что было рассказано тебе (о ком-либо) не должно быть причиной для слежки или расследования вопроса, ибо Аллах сказал: «…и не выслеживайте…» (Аль-Худжура,12)


6.    Он не должен быть довольным оттого, что остановил сплетника. Поэтому он не должен сообщать о сплетни, поведанной ему, говоря «Такой-то человек сказал мне то-то», поскольку он станет сплетником сам и совершит то, то сам запрещал».

 

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 1860

Возврат к списку