Запрет злословия и распространения слухов. Часть 1

Запрет злословия и распространения слухов. Часть 1 7 Ноября 2018

Злословие и распространение слухов являются одними из самых презренных и отвратительных занятий, которые стали наиболее распространёнными среди людей.

 





То такое злословие?

Злословие (гиба) – это когда человек упоминает о другом человеке (в его отсутствие) нечто, что ему бы не хотелось услышать. Будь это: о его теле, религиозных качествах, мирских делах, о нем самом, его внешности, характере, благосостоянии, ребенке, отце, жене, одежде и тд. Не имеет значения, упоминает ли человек об этом словесно или в письме, или же указывает на это движением глаз руки или головы.

Имам Абу Хамид Аль-Газали ссылался на единодушное мнение мусульманских ученых, что злословие это: «Упоминание человеком о других людях (в их отсутствие) того, о чем им не нравится упоминать.

 

Что такое сплетни?

Что касается распространения сплетен (намима), то это когда человек передает и продолжает разговор людей одной группы другим с намерением внести разногласия меж ними.

Таковы определения. Что же касается суждения по этим вещам, то они единодушно признаны мусульманскими учеными запрещенными.

Бесспорные доказательства в Коране, Сунне и единодушном мнении уммы указывает на их запрещенность.

Аллах говорит: «…и не злословьте (за спиной) друг друга…» (Аль-Худжурат, 12).

Хузейфа (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Распространяющий слухи (намам) не войдет в рай» (Сахих. Передано Аль-Бухари).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что однажды посланник Аллаха проходил мимо двух могил и сказал: «Поистине, они (обитатели этих двух могил) подвергаются мукам, и они не подвергаются мукам за нечто важное».

В передаче Аль-Бухари сказано: «Вернее, это, воистину, что-то важное. Что касается первого, то он распространял слухи (намима), а что касается второго, то он не ограждал себя от своей мочи.

Ученые говорят, что смысл слов «и не подвергаются мукам за нечто важное» – это «Нечто важное» для них, чтобы прекратить этим заниматься.

 

Важные вопросы в отношении границ злословия

Все, чем один человек может указать на недостатки, обнаруженные в мусульманине есть злословие, что запрещено. Например, кто-либо говорит другим, то «такое-то и такой-то» человек при ходьбе хромает или что он ходит, согнувшись, или нечто подобное с целью принизить человека. Все это – харат (запрещенное) – мнения не имеют значения в этом вопросе.

Другой пример этого, когда автор упоминает определенного человека в своей книге, говоря: «Такой-то и такой-то человек говорит, что…», желая унизить его и обесчестить его. Это харам. Как бы то ни было, если его намерение заключается в том, чтобы пролить свет на ошибку этого человека, чтобы люди следовали ей, или выявить недостаток его знаний, чтобы он не ввел в заблуждение других и не навязывал бы своего мнения, то это не является злословием. Точнее это будет совет (насыха), то есть обязанность и будет он вознагражден, если это и было истинной целью.

Также, если автор или кто-либо еще говорит обобщенно: «эти люди» или «эта группа говорит так и так, и это заблуждение» или «ошибка» или «небрежность» или что-либо подобное, то это е злословие.

Злословие – это только когда упоминается конкретная личность или группа людей (к примеру, по именам).

 

К запрещённому типу злословия относятся случаи, когда:

Человек говорит: «Некоторые люди делают так и так» или некоторые ученые» или «некоторые, претендующие на то, что они знают» или некоторые муфтии» или «некоторые, относящие себя к стремящимся (умма)» или «постящиеся» или некоторые, прошедшие мимо нас сегодня» или «некоторые люди, которых мы видели» или подобное этому «…делали то-то», без буквального определения личности, но все же говоря о конкретных людях и указывая на кого-то определенно, давая понять (иносказательно), о ком он говорит.

Злословие запретно как для тех, кто высказывает его, так и для тех, кто слушает и одобряет его. Поэтому тот, кто слышит человека, высказывающего запрещенную форму злословия, обязан препятствовать ему в этом, если только он не страшится явного вреда, причиняемого этим. Но если он страшится (вреда) этого, то он обязан отвергнуть злословие своим сердцем и отдалиться от этого собрания, если он в состоянии сделать так. Если у него есть возможность отвергнуть злословие языком или прекратить злословие, сменив тему, то это становится обязательным для него. А если он не сделает этого, то он совершает акт неповиновения (т.е. грешит).

 

Как огородить себя от злословия

Следует помнить некоторые аяты из Священного Коран: «(Человек) не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж (ангел)». (Каф:18)

И Его высказыванием: «Вот, вы встречаете это своими языками и говорите устами то, о чем у вас нет знания, и считаете, что это ничтожно, а у Аллаха это велико». (Сура Ан-Нур:15)

И достоверный хадис, приводимый Сахихом: «Поистине, раб (Аллаха) скажет слово, не зная (о его последствиях), и за это будет брошен в огонь».

 

Разрешенные виды злословия:

Дозволение (признание злословия позволительным) может быть получено по следующим шести причинам:

1.           Притеснение

Дозволено тому, кто притесняем, пожаловаться на свое положение правителю или судье, либо кому-либо, кто имеет власть или имеет возможность установить справедливость против притеснителя.  

2.           Поиск помощи в изменении зла и обращении грешника в праведность

Можно сказать человеку, могущему прекратить зло: «Такой еловек делал так-то, и я предотвратил это» или что-либо подобное. Его целью должен быть поиск пути для прекращения злого дела. Если преследуется иная цель, тогда это запрещено.

3.           Поиск фетвы

Человек может обратиться к муфтию (ученому, способному выпустить фетву) и узнать, как поступить в той или иной ситуации, если кто-то относиться неправильно и несправедливо к нему.  

4.           Предостережения и советы мусульманам против зла

Существует несколько точек зрения на этот счет, одна из которых: объявление кого-то ненадежным в пересказе хадисов и даче свидетельств. Это дозволяется в соответствии с иджама (единодушное согласие мусульманских ученых.). Точнее по необходимости это становится обязанностью.

Другой случай, когда человек хочет вступить с кем-то в брачные отношения, деловые, продажи, передачи чего-либо или какие-то повседневные дела. Тогда ты обязан сказать тому человеку то, что ты знаешь о его возможном партнере, с намерением дачи благого совета, чтобы уберечь от зла, а не из завести.

5.           Когда некто выставляет напоказ дурные поступки или новшества

Примером тому является то, когда человек не скрывает, что он употребляет алкоголь, или что он незаконно отнимает деньги у людей, незаконно повышает налоги и захватывает власть. Разрешается говорить о том, что этот человек сделал публично. Но не разрешается упоминать о других его недостатках, если они не попадают под одну из упомянутых нами категорий дозволенного злословия.

6.           Для определения кого-либо

Если кто-то известен людям по своим прозвищам, например «мутноглазый», «хромой», «глухой», «слепой», «косой» и другим, то дозволяется определять его таким  способом, с целью идентификации. Если его можно идентифицировать при помощи другого (более достойного) имени, то это предпочтительно.


 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

 

 


Количество показов: 24

Возврат к списку