Условия становления духовных лидеров в Татарстане в постсоветское время
Формирование системы традиционного исламского образования в Татарстане в 1990-2000-е гг. происходило в условиях социально-политических изменений и осознания государством места ислама в общественных отношений.
Сегодня остро встает вопрос о необходимости формирования духовных лидеров в Татарстане, за которыми последует принимающая ислам молодежь. Выявление роли и потенциала системы мусульманского образования на процесс создания группы духовных лидеров позволяет определить:
- факторы, повлиявшие на становление духовного лидера в Татарстане в постсоветский период.
- роль мусульманского образования на процесс генерации духовных лидеров.
- социальный состав данной нарождающейся прослойки.
- формы и меры, осуществляемые мусульманскими управленческими структурами способствующих привлечению, социализации молодых мусульман в российское общество.
Мусульманское образование в России имеет исторически сложившиеся формы, специфику в структуре и системе функционирования.
Институтом исламского образования, где начинает формироваться мусульманская идентичность является мечеть и образовательные комплексы при мечетях, получившие название примечетских курсов.
Будучи самой массовой формой, данная ступень охватывает мусульман различных возрастов желающих обучиться основам ислама. Полагаем, что интерес к религии зарождается именно на курсах, которые «обеспечивают сохранение мусульманского сообщества и помогают рядовому мусульманину интегрироваться в поликультурное общество России» [4].
В целом же роль мечети в духовной и социальной жизни татар – мусульман сложно переоценить, они были точками роста и объединения мусульман. Вокруг мечетей образовывались приходы (махалли), которые создавали инструменты самофинансирования мусульманских учреждений и координировали благотворительную деятельность мусульман. Важно в современных условиях сохранить мечеть как источник поддержки нравственности и духовности.
Мечеть сегодня нуждается в особом внимании мусульман, в ряде случаев они по различным причинам функционируют не в полной мере, либо не имеют проповедников, обладающих фундаментальными богословскими знаниями.
Выступая еще на II Съезде мусульман РТ, в 2002 году Муфтий Гусман хазрат Исхаков одной из основных проблем, стоящих перед Духовным Управлением назвал материальное положение приходов. «Мы все прекрасно видим состояние в этой области. К сожалению, у мечетей нет возможностей материального само обеспечения, велики расходы по эксплуатации их зданий, а поступлений мало, почти никаких» – отметил муфтий [1]. Подобные условия функционирования мечетей осложняет процесс вовлечения молодых мусульман – выпускников мусульманских учебных заведений к служению в приходах и решению организационных вопросов.
Муфтий отмечал, что «для покрытия коммунальных расходов каждой мечети в Татарстане необходимо в среднем 10 тысяч рублей в год (данные за 2002 год – прим. М.М.), то есть всего для них необходимо 10 миллионов рублей в год. Конечно, сегодня у нас нет возможностей обеспечить такое поступление» [1].
На этом фоне возрастает роль молодых мусульман, которые придадут дополнительный импульс функционированию мечетей и налаживанию работы среди молодежи. Во главе многих мечетей стоят уважаемые хазраты преклонного возраста и нередко молодое поколение, выросшее в современной России, оказывается более компетентным в религиозных вопросах, нежели старшее поколение, чье мировоззрение формировалось под влиянием советской образовательной системы.
В системе профессионального мусульманского образования России второй важной ступенью являются медресе – учреждения следующего уровня (санавия) в образовательном пространстве исламской уммы.
Функционирование медресе «требуют своевременного ремонта и помощи в оплате коммунальных услуг. Однако данная система функционирует без вакуфной поддержки, что приводит к естественно огромным финансовым затруднениям ее функционирования» [3]. Попытки возрождения в Татарстане в 1990 – ые годы такой исторической формы самофинансирования мусульманской общины, как вакуфное имущество не имели реальных результатов. Вместе с тем вакф мог бы стать источником стабильного дохода от устойчивых поступлений от него в частности обучение учащихся медресе.
Проблемы восстановление механизмов финансового обеспечения мусульманской инфраструктуры «приводит к существенному затруднению обеспечения и развития мусульманского хозяйства, нарушению конфессионального баланса и возникновению негативных моментов» [3].
Следует выделить механизмы государственной поддержки федерального и местного уровня мусульманских организаций. По инициативе администрации Президента Российской Федерации в 2007 году был образован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, что стало большим подспорьем для работы мусульманских организаций. «В 2007 и 2008 годах наша республика получила по 125 грантов для мечетей, а в 2009 году их было выделено 115. Помимо этих грантов на мечети Фонд выступил спонсором ряда статусных мероприятий – Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья, Фестиваля мусульманских СМИ и др.» [4].
Федеральный фонд оказывает существенную помощь мусульманским учебным заведениям. В рамках этого проекта РИУ и силами Дум РТ издает учебную и научную литературу для вуза и средних профессиональных учебных заведений.
Продвижение услуг медресе в образовательное пространство может стать одним из каналов формирования духовных лидеров. Использование имеющегося педагогического потенциала медресе и выстраивание коммуникаций со светским обществом в форме обучения старотатарской графике, восточной культуре, каллиграфии, обучения арабскому языку «перспективны и могут быть результативны» [6].
Проведению курсов повышения квалификации священнослужителей традиционно уделяется большое значение в работе Российского исламского института. Эта форма образовательной деятельности нашла свое место в работе Духовных управлений мусульман в России, и КФУ.
Новой тенденцией стала идея, о послевузовском мусульманском образовании и открытия Исламской Академии получившая развитие в ходе открытия Соборной мечети в Москве в сентябре текущего года.
Продолжение следует.
Марданшин М. М. - директор медресе «Фанис», Уруссу
Количество показов: 2094