Поэма «Султан Джумджума» – путешествие в ад

Поэма «Султан Джумджума» – путешествие в ад 11 Июля 2016








К второй половине XIV  в. татаро-мусульманская литература  проходит свою дальнейшую эволюцию. В ней в частности появляются произведения юмористического и даже сатирического содержания. Если такие произведения  были довольно привычны для устного народного творчества, то в высокой мусульманской литературы это было достаточно редкое явление. Применение такого рода приемов преследовало отнюдь не развлекательные цели, а характеризовало собой дальнейшее развитие татаро-мусульманской литературы, но уже с применением новых приемов. Одним из таких произведений является поэма «Султан Джуджума» поэта Хусаина Кятиба. О самом авторе сведений не сохранилось, но зато известна точная дата самого произведения – 1369 г. Эту информацию нам оставил сам автор в последних строках поэмы. Сюжет произведения представляет собой исповедь черепа, которую нашел в пустыне пророк Иса. По просьбе пророка, ангел Джабраиль вернул черепу дар речи и тогда он рассказал свою историю. Оказалось череп принадлежал султану Джумджума, правившему в одной из стран. Он был богатым и могущественным правителем. Общая тематика произведения поразительно напоминает собой «Божественную комедию» Данте Алегьери и содержит в себе суфийскую философию. При этом сам Джумджума не являлся мусульманином и имел привычки мягко говоря «неприемлемые» для исламской морали поведения:

«Әсрүр йавыз хәлдә йаттым ул кичә

Ул белер, кум үз башңдин эш кичә»

Перев.: «Безобразно пьяным я лежал в тот вечер

Поймет это тот, кто сам это испытал»

Тем не менее несмотря на это он был справедливым и щедрым правителем.

Пусть избавится от пыток его душа

Не смотрите что но кяфир и неверный

Он был щедр к своим подданным

Заботился о бедных и бездомных

Равны были перед ним бедный и богач

Однако несмотря на это, одно его упущение сыграло с ним злую шутку. Как то раз  царь предавшись любовным развлечениям со своей наложницей, не уделил внимания нищему, попросившего у него помощи и выставил его из дворца.  За это он был наказан. Вскоре он заболел и умер. И попал в ад, где увидел воочию страшные мучения грешников. Это во многом опирается на достоверные хадисы, описывающих во всевозможных красках адские муки. К примеру в поэме описывается, что в аду в наказание ростовщикам их заставляли глотать пламя. Разбойникам отсекавшим головы свои жертвам, сами многократно испытывали муки и боль, от того, что с ними проделывали то же самое. Причем каждый раз головы отрастали вновь, поэтому пытки продолжались и далее. Ложные философы, то есть пустословы остались без языка.  Самому странному наказанию были подвергнуты правители - будучи оставленные абсолютно голыми, из тел их покрытых ранами и опухолью сочилась кровь.  Это видимо подчеркивало тот момент, что несмотря на то, что при жизни они обладали несметными богатствами и властью, на тот свет они все равно отправлялись в том же виде в каком они и родились. Взор обитателей ада были обращены на них и в ответ на вопрос о смысле жизни Кятиб отвечает: в том, чтобы оставить доброе имя. «Не достигнет цели в жизни тот, кто не оставит доброго имени».

То есть главная смысл жизни по мысли Хусаина Кятиба это прожить эту жизнь так, чтобы добрая память о человеке жила еще долго после его смерти. Это в полной мере соотносится с идейными установками традиционного ислама, согласно которой добрые дела человека (как помощь нуждающимся, щедрость и т.д.) продолжают жить и после его физической смерти. Учитывая, что добрые дела султана явно перевешивали его проступок, а сам он осознал недопустимость своих деяний, его освободили от мук ад. И он в виде черепа пролежал семьдесят лет в пустыне. Такое развитие событий показывает, что татарскому религиозному мировоззрению была издавна присуща веротерпимость. Султан даже будучи неверующим, но ведшим  благочестивую жизнь не отвергается Богом, а получает свой второй шанс. То есть автор произведения явно подчеркивает тот момент, что самым главным, и даже более того определяющим фактором при оценке человека являются его поступки, а не только то к какой религии он себя причисляет.

После услышанного рассказа, пророк Иса в ответ на  просьбу султана возвращает ему былое обличье. И он ведя образ жизни дервиша, доживает свой век в молитвах и служении Богу. Именно жизнь в скромности и служении Аллаху, является еще одним жизненным кредо, пропагандируемым Хусаином Кятибом. Популяризируя это, автор приводит в пример известных ему правителей, которые под конец жизни отказавшись от власти ушли доживать свой век обычными дервишами.

Помимо своих философских размышлений, поэма интересна еще двумя моментами. Во-первых, упоминание в качестве одного из главных его героев пророка Исы. Это подчеркивает особое положение этого пророка в исламской системе координат, т.к. согласно Священному Корану пророк Иса это единственный посланник Всевышнего, кто дважды побывает на Земле. Во-вторых, тот момент, что Кятиб решился затронуть такую щекотливую тему, как описание загробной жизни, не боясь быть осужденным ортодоксальным духовенством в богохульстве, указывает на свободомыслие царившее в татарском сообществе в эпоху средневековья. То есть «запретных» тем с религиозной точки зрения для мусульманских поэтому того времени не было.

Забывать о своем главном долге – заботе о подданных. Главный идейный итог – внимание к нуждам маленького человека превыше интересов царя. Кятиб подверг критике все пороки общества: ростовщичество, гордыню, ложное философствование, клевету и грабеж.

Ильнар Гарифуллин, специально для Исламского портала


Количество показов: 563

Возврат к списку