На протяжении 70 лет деревенский народ жил без мечетей, но с религией

На протяжении 70 лет деревенский народ жил без мечетей, но с религией 12 Февраля 2011

Каждый человек  всегда во что-нибудь или в кого-нибудь верит. Потому что без веры жить нельзя, теряется смысл жизни. Я искренне  верю в Аллаха. И считаю, что бы ни случилось в моей жизни, значит на то воля Всевышнего.

К религии я пришла в раннем возрасте, так как наша семья – религиозная. Больше всего знаний я получила в мечети деревни Старое Шаймурзино, что находится в Дрожжановском районе республики Татарстан. Это деревня, в которой родилась и выросла моя мама. 

Во время летних каникул в мечети обучала основам ислама Зубарджат апа Фаизова.  На ее уроки ходило много деревенских детей. После окончания 5-го класса я тоже решила присоединиться к ним. С тех пор я каждое лето старалась быстрее поехать в деревню, чтобы продолжить обучение.

Наверное, благодаря всем этим занятиям мне стало интересно узнать про историю возникновения нашей мечети.

Как я узнала из источников, жители деревни издавна были преданны своей религии. А первыми имами признают Якелди бабая и его сына Мустафу.

По документам 1859 года в деревне было три мечети.  Во второй половине XIX века огромный вклад в развитие Ислама в деревне Старое Шаймурзино было сделано Абубакир бине Яхудэ бине Абдрашитом. Этот человек родился в 1840 году,  в семье муллы. Он с детства проявлял интерес к знаниям. Поэтому родители решили отдать его обучаться в медресе мечети Марджани в городе Казани (кстати, у Шихабутдина Марджани корни с наших краев). После отличной учебы в мечети он отправляется в хадж, а затем 10 лет учится в Каирском исламском университете. После возвращения оттуда ему предлагают остаться в Казани, но он отказывается.

В 1878 году Абубакир хазрат возвращается в родную деревню, где он становится имам-хатыбом первой мечети. Таким образом, становится очень уважаемым человеком, который приложил много усилий к ремонту и строительству мечетей в деревне, обучению детей в медресе. За годы его работы в деревне была построена новая, 4-ая по счету мечеть. В итоге, образовалось четыре махалли,  в каждой из которых насчитывалось более 200 мужчин.

Абубакир хазрат имел организаторские способности,  знал законы. Являлся казыем нашего края. Известно, что он участвовал в государственных работах. Его очень уважали в деревне и  соседних деревнях.

Мударрис, казый, известный Абубакир хазрат умер в 1904 году. Но его дело продолжили его ученики.

Теперь, все подытожив, хочу перечислить имамов всех этих четырех мечетей:

Первая Центральная мечеть – Абубакир Абдрашитов, Мухамматалим Фатхулов.

Здание мечети было двухэтажным и деревянным. Оно располагалось напротив центральной улицы деревни. Так как это здание было в очень хорошем состоянии, в годы Советской власти сначала в нем располагался районный исполнительный комитет, а потом школа-интернат. На данный момент на этом месте стоит двухэтажное здание Сельского Совета.

Вторая мечеть – мулла Камалетдин Фахретдинов. Мечеть находилась напротив улицы Тукая. В советское время в здании располагался «пищеторг». Сейчас этого здания не существует.

Третья мечеть – мулла Санатулла  Алиуллов. Это здание было разобрано уже в 1950-60 годы.

Четвертая мечеть расположена на улице Татарстан.

Хотелось бы отметить, что на строительство всех этих мечетей были пожертвованы деньги богатых и влиятельных людей деревни.

Всем известно, что с приходом к власти Советов в 1929-35 годы шла активная борьба с религиями, в том числе и с исламом. Одна за другой закрывались мечети, а имамы считались врагами народа. Так произошло и в Шаймурзино. Минареты мечетей были снесены. Но, несмотря на эти гонения, народ все равно придерживался своей религии, жители продолжали читать намаз в домах, праздновали религиозные праздники. Например, со слов мамы я узнала, что мой прадед Макаев Исмагил не переставал молиться до последних дней своей жизни, с остальными верующими односельчанами читал намаз в доме у Салахова Раиса.

Вот так на протяжении 70 лет деревенский народ жил без мечетей, но с религией. Мало тех, кто стал атеистом. И вот веют тёплые ветры перестройки. В 1990-е годы народ начал возвращаться к религии. Восстанавливались  и строились заново мечети, стали открываться медресе и религиозные университеты.

Первая мечеть в нашей деревне была построена в 1993 году. Спонсором выступил Булатов Иршат Идиятуллович. Но на данный момент из-за отсутствия имама мечеть закрыта.

На противоположной стороне деревни еще одна мечеть открылась 21 июня 1995 года. В строительстве участвовали все жители Шаймурзино: кто-то строил, кто-то занимался внутренним обустройством. Эта мечеть расположена в самом центре деревни, рядом с парком Победы.

Здание мечети – двухэтажное, которое может вместить в себя 200-300 человек. На втором этаже имеется также комната для учащихся в медресе. Муллой решили избрать Алиуллина Габдрахмана, который на протяжении многих лет был почитаемым имамом. Он много лет проработал в школе, но, в то же время, был близко знаком с народными обычаями и догматами исламской религии, отец был муллой советской деревни. Габрахман Зиганшаевич около десятка лет служил имамом в нашей деревенской мечети.

Сейчас  муллой служит мой дедушка – Абдульманов Масхут Гилачевич. До этого он много лет был муэдзином, его красивый голос во время чтения азана был слышан по всей деревне.  Теперь деда часто приглашают на различные мероприятия и праздники. Наш дедушка – уважаемый человек, как в нашей деревне, так и в ее окрестностях. Мы его очень любим, и желаем крепкого здоровья и долгих лет жизни!

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о важности сохранения истории своего народа, родины. Надо помнить и беречь все то, что годами, веками хотели донести до нас наши предки. А главное – нужно сохранить веру.

 

Л. СИБАТОВА,

Набережные Челны

 


Количество показов: 3093

Возврат к списку