Исламский феминизм (опыт Турции)

Исламский феминизм (опыт Турции) 21 Февраля 2011

Феминизм появился на свет вместе  с французской и американской революциями. В этой статье турецкий исследователь Аднан Челик попытался рассмотреть «исламский феминизм» - одну из версий феминизма, возникших после того, как это движение получило распространение за пределами западного мира.

Феминизм в целом можно определить как движение за равенство женщин, ставящее целью ликвидировать распределение власти в обществе в пользу мужчин. Эта цель породила и стремления ликвидировать дискриминацию женщин, всякого рода давление на нее и ее эксплуатацию. Феминизм, начавшийся на Западе с требований прав и свобод, со временем распространился по всему земному шару, и в настоящее время продолжает свою борьбу в разных культурах, в разных версиях. С изменением общества произошли важные изменения и в требованиях и в целях этого движения, но в целом оно не отказалось от борьбы против патриархального общества, где основная роль принадлежит мужчинам. Феминизм демонстрирует разные версии в зависимости от культурной среды и условий, но во всех этих версиях сохраняется общее для них не теряющее своей актуальности требование равенства.

Феминизм в Турции, как и на Западе, прошел свою эволюцию, изменился под влиянием времени (İngün,2005:1). Ряд отличных от западных существующих в нашем обществе практик естественным образом повлиял на требования женских движений. В Турции, где господствует исламская культура, к феминизму относятся более осторожно, да и требования феминисток более сосредоточены не на равенстве мужчин и женщин, а на сходстве.

С созданием Турецкой республики ускорившиеся процессы модернизации породили в обществе существование двух полюсов, и эта двойственность явным образом проявилась и в женском движении. Процесс секуляризации, возникший наряду с модернизацией, сосредоточился на женщине. Запрет женщинам в общественных местах носить платок породил, как уже говорилось, два полюса. С одной стороны, существует феминистическое движение, утверждающее, что платок является ограничением свободы женщины. С другой стороны иные феминистические и/или исламские движения утверждают, что возможность в соответствии со своей волей и предпочтением платок в общественных местах также является одним из аспектов свободы. Эта двойственность порождает немало споров и расширяет масштаб женских движений в нашей стране.

Феминизм, распространившийся на волне новых социальных движений в мировых масштабах, оказал свое влияние и на Турцию, породив серьезные споры и в среде религиозных женщин-мусульманок. Таким образом, женщины заставили общество слышать свои голоса, высказывая свое мнение в разных мусульманских журналах, печатных органах и общественных собраниях. Эти женщины, собравшиеся под лозунгом «Не женщина, а человек», выступали с требованием открыть им дорогу. И хотя они, считая феминизм порождением Запада, предполагали, что он не сможет вписаться в турецкое общество, в своих требованиях прав для женщин за основу они брали это движение (İngün,2005:1). 

Те же женщины, которые стали появляться на общественной арене, позиционируя себя как носящие платок мусульманки, в последние годы, открыв дискуссию о сформировавшемся в мусульманской практике восприятии женщины, начали выдвигать требования, в своей основе предполагающие равенство. Связи, которые пытались наладить между феминизмом и Исламом, со временем породили своеобразное явление, именуемое «исламским феминизмом». Прежде, чем приступить к рассмотрению темы исламского феминизма, нам кажется полезным в общих чертах коснуться темы феминизма в целом.

 

Феминизм: общее понятие

Феминизм в целом можно определить как движение за свободу, выступающее за ликвидацию всякого неравенства между мужчинами и женщинами, защищающее политическое, экономическое и общественное равенство полов. На Западе с эпохи Французской революции началась борьба за право женщин избирать и быть избранными, обладать собственностью и быть свободными. Феминизм возник как движение, выступающее против дискриминации по половому признаку, давления общества по половому признаку и эксплуатации женщин. В основе движения лежит не ненависть к мужчинам, а требование равенства полов (Hooks,2000:2). Феминизм есть философская и этическая система, ставящая перед собой цель ликвидировать традиционные представления, основой которых является незаконно присвоенная мужчинами власть над женщинами и которые представляют женщину как слабое, эмоциональное, неразумное, лишенное добродетелей существо. Феминизм возник как движение, имеющее целью, исправив предубеждения о естественности мужской власти и пренебрежении личностным опытом женщин, предоставить женщинам широкие права и уничтожить неравенство между полами. В XX веке феминизм превратился в весьма развитое общественное движение (Felsefe Sözlüğü,2003:553). 

В «Словаре» Роберта феминизм определяется как доктрина, предусматривающая расширение роли женщины в обществе и их прав, а датой его возникновения называется конец XVIII века. Само слово «феминизм» происходит от латинского femine, впервые оно появилось во французском языке после 1837 года, в английском языке же это движение носит название womanism (Sevim,2005:7). Впервые применение этого слова зафиксировано в 80-х годах XIX века в французском журнале La Citoyene Убертиной Оклер с целью критики системы, где власть принадлежит мужчинам, в контексте прав и свобод, обещанных женщине Французской революцией. Феминизм по своему происхождению является европейским, по сути, понятием. Хотя его истоки можно возвести и к более раннему периоду, историю этого движения в современном виде можно начать с XVII века, с Французской и Американской революций. Эссе Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины», завершенное в 1792 году, считается самым важным из ранних феминистических трудов. А название «feminism» этому движению дал французский социалист-утопист Шарль Фурье (1837).

Выделяют два периода развития феминистического движения – до 1-й мировой войны и после 1968 года. Эти периоды носят название феминизм первой и второй волны. Феминистки первой волны боролись за равные с мужчинами права, их требованием было основывать экономические и политические решения не половым признаком, а по профессионализму (Suman,2000:80). Феминистки второй волны же, делая ударение на биокультурной сущности, перешли к требованиям субъективизации. Для них уже было недостаточно признание их равными мужчинам. Хотя их борьба была в основном сосредоточена на равенстве на политической арене, они требовали более широких культурных преобразований. Феминистки второй волны, делая упор более на различиях, чем общих чертах, сосредоточились на требовании особого отношения к женщине в виду наличия у нее особых качеств (Suman, 2000.81).

Основным аргументом феминисток второй волны является то, что физически, эмоционально и биологически женщина отличается от мужчины, но это отличие не значит, что она хуже мужчины, и не оправдывает ее более низкий социальный статус.

Так как не было выработано теории, позволяющей оценить как целое феминистическое движение, критикующее патриархальную общественную формацию, то феминистические мыслители, оставаясь под действием таких течений, как либерализм, марксизм, психоанализ, экзистенциализм, вырабатывая свои теории, занимались поисками альтернативного решения. Все эти теории заявляют, что в патриархальном обществе женщина теряет свою ценность и воспринимается более как объект, чем как субъект, и доискиваются до причин этого.

 

Исламский феминизм

Исламский феминизм является одной из смешанных идеологий, которые в последнее время пытаются найти себе место в жизни. Это направление, включающее в себя все феминистические по характеру речи и практики внутри парадигмы исламской мысли, становится объектом дискуссий и в нашей стране. Эти споры, начатые современными, образованными и достаточно обеспеченными молодыми мусульманками, которые начали появляться на общественной арене в связи с практикой ношения платка, со временем обрели масштаб.

В литературе много говорится о современных правах человека,  о равенстве всех людей. Но в практике повседневной жизни исламского мира существует разное отношение к мужчинам и женщинам, а также фактический более высокий социальный статус мужчин. Стремления уничтожить это, а также защитить равенство и/или превосходство мусульманских женщин, используя возможности Ислама, породило явление, именуемое исламским феминизмом. Этот термин вошел в обиход в 1990-х годах. Согласно исследованиям иранских ученых и писательниц Афсанех Нажмабадех и Зибы Мир-Хоссайни, использовался в созданном в Тегеране обществом «Shahla» в 1992-м году женском журнале «Занан», а также Маи Йамани из Саудовской Аравии в 1996 году в книге «Феминизм и Ислам». Турецкие ученые и писательницы Йешим Арат и Фериде Аджар зафиксировали первое применение термина «феминизм» в книге Нилюфер Голе «Современный махрам» (издана в 1991 году на турецком, а в 1996-м году на английском языках).

Как правило, термин исламский феминизм используется для обозначения речей и практики феминистического характера внутри исламской парадигмы. Занимаются этой проблемой, как правило, женщины ученые и писательницы в своем большинстве из арабского мира и полуострова Индостан, получившие частично образование в западных странах и создающие труды на западных языках. В этих трудах они, используя и основанные на исламских источниках исследования, и речи феминистических движений современного мира, и академические работы, пишут о «правах женщины». Именно они ввели в обиход понятие «исламский феминизм». Эти женщины избегают в своих трудах вступать в явное противоречие с религией, а те элементы в религии, которые противоречат феминистическим высказываниям, трактуют с исторической перспективы.

Такие деятели, как профессор исследований Ислама Вирджинского Государственного Университета Амина Вадуд, образуют другую категорию, действующую под названием мусульманского феминизма. Деятели этого направления вместо того, чтобы стремиться установить равенство между мужчинами и женщинами, придерживаются той мысли, что Ислам следует трактовать заново. Феминисты этой категории утверждают, что Ислам был порожден общественной формацией, в которой существовала эксплуатация женщины и господствовал патриархальный строй (İngün,2005:108).

Если одни феминисты Запада прямо вступают в противоречие с религией, и считают ее и в своей сути, и своей ролью в историческом процессе источником и носителем патриархального строя, то другие избегают критиковать религию саму по себе, но критикуют возникшие с течением времени ее толкования и отдельные институты. Получая от них вдохновение, мусульманские феминисты, старательно избегая критики Ислама в своей сути и того факта, что Пророк был мужчиной, все же не могут удержаться от критики исторических толкований. Они критикуют и даже могут отвергать условия достоверности с точки зрения не традиционных авторитетов, а в соответствии с критериями разума слов Пророка Мухаммада, т.е. хадисов. Но к священному тексту, относительно которого нет ни малейших сомнений, т.е. Корану, они имеют свой подход. По их мнению, выражения Корана, их которых явствует превосходство мужчин, следует истолковывать в соответствии социально-экономическим строем арабского общества того времени, и более, чем на явный смысл, следует обращать внимание на скрытый или же цель той или иной фразы.

Согласно исламским феминистам, Ислам был узурпирован мужчинами, проникнутыми патриархальным сознанием. И, по их мнению, нашу религию следует «освободить», очистив от толкований и практик, оставляющих женщин на вторых ролях (İngün,2005:109). 

Как правило, до последнего времени религиозные круги в Турции считали женские движения исключительно западным веянием. Они говорили, что, так как в христианстве и иудаизме женщине вменяется в вину сама ее сущность, оставляя ее вне общества, то на Западе, по ряду веских причин, и возникли женские движения. Также, имея в виду Ислам, подчеркивалось, что феминисты заблуждаются, оценивая таким же образом все небесные религии (Aktaş, 1991:251–259). Под воздействием этого подхода об исламском феминизме долгое время вообще не говорили, а само движение не имело особого влияния.

Что же касается Турции, то мы наблюдаем, как в 90-е годы на телевизионных каналах в рамках активизировавшихся споров о мусульманских женщинах, стали подниматься и темы, которые можно было назвать проявлением мусульманского феминизма. Эти споры, ведущиеся по поводу платка, пятничного намаза и т.п., показали, что требования исламских феминистов уже получили определенное признание в обществе.

Люди, которые находились в сердцевине формировавшегося в 1980-е годы феминистических движений, не имея достаточных знаний об Исламе, не занимались какой-либо критикой религии или ответами на религиозные вопросы.

В 90-е годы на фоне вопросов и споров о женской сущности под лозунгом «и для мужчин, и для женщин о личности женщины из-под пера женщин» начал выходить журнал «Mektup» («Письмо»). Велись споры и предлагались решения по вопросам понимания женщины и ее сексуальной природы в западном образе жизни, о превращении женского тела при капиталистическом строе в товар и его эксплуатация, практике женщин в самую лучшую эпоху Ислама – времена Пророка (с.а.в.), праве женщины избирать и быть избранными. Все это и создало основу такого явления, как исламский феминизм.

В Турции самые бурные дискуссии, которые можно оценить в рамках исламского феминизма, вызывал вопрос платка и хиджаба. Начавшееся после переворота 1980-го года и яростно отвергнутое 28 февраля светскими кругами ношение хиджаба в общественных местах в последние годы становится фокусом дискуссий. Женщины, которые определяли себя именно как мусульманки, вместе с этим обрели и общественное признание, и заставили прислушиваться к себе. С усилением противодействия этим спорам, эта тема обрела не только большую ширину, но и глубину. Образованные молодые мусульманки, высказывая свою точку зрения, на основе исламских ценностей создали толкования и практики с доселе не наблюдавшейся женской точки зрения. И такое явление, как исламский феминизм, появился в результате бурных дискуссий в области подобных высказываний и практик.

ЛИТЕРАТУРА

  • İngün, Özlem (2005), Feminizm ve İslam İlişkisi: ‘İslami Feminizm’ (Yayınlanmamış yüksek lisans tezi), Uludağ Üniversitesi: Bursa
  • Suman, Defne (2000), Feminizm, İslam ve Kamusal Alan (Nilüfer Göle, İslam’ın Yeni Kamusal Yüzleri içinde), Metis yayınları: İstanbul
  • Aktaş, C. (1991), Kadın Toplumsallaşması ve Fitne, İslami Araştırmalar, Cilt 5, Sayı 4, s. 251-259
  • Felsefe Sözlüğü (Hazırlayanlar: A. Güçlü, E. Uzun, S. Uzun, Ü.H. Yolsal), Bilim ve Sanat Yayınları, 2003, Ankara, 1728 sayfa
  • Hooks, Bell (2000), Feminizm Herkes İçindir, (Çev: Ece Aydın vd.), Çitlembik Yayınları: İstanbul
  • Kara, N. (2006), 80 ve 90’larda Türkiye’de Feminist Hareketler, Kadın Çalışmaları Dergisi, Sayı:3, s. 16-39.
  • Sevim, Ayşe (2005), Feminizm, İnsancıl Yayınları: İstanbul

 

Автор: АДНАН ЧЕЛИК

Источник: www.indigodergisi.com


Справка:

Аднан Челик – родился в 1983 году в Диярбакире. В 2004 году закончил Университет Диджле. В 2005 года работает в одной из школ ильче Кулб. 

Одновременно с работой продолжил обучение в Университете Сельджук на социологическом факультете. Темой его диссертации стала история мультикультурного сообщества одной махали в Диярбакире, известной как махалля Гавур. Наряду с педагогической и исследовательской деятельностью сотрудничает с общественными организациями, приняв участие в нескольких проектах, связанных с образованием, женскими и молодежными программами.


Количество показов: 6800

Возврат к списку