Мусульмане за скобками?

Мусульмане за скобками? 23 Ноября 2010

«Имена Республики», так называется интернет-голосование инициированное журналом «Татарстан» в честь собственного 90-летия. Среди номинантов представлено множество достойнейших имен, которые внесли серьезный вклад в развитие Республики.

Много кому нашлось места в этом списке: предприниматели, певцы, спортсмены, журналисты, политики, ученые, танцоры. Однако многочисленным мусульманским деятелям там места не нашлось. Я не говорю даже о том, что не было номинации «духовные деятели», но и среди просто претендентов в номинации «политики» и «деятели культуры» не оказалось ни одного представителя от мусульманских духовных и общественных деятелей. Удивительно… 

Непонятны критерии, по которым отбирались претенденты в представленный на суд публики список. Возможно, отсутствие в списке мусульманских деятелей и богословов связано с тем, что журнал отмечает 90-летие (столько же исполнилось в этом году образованию Татарской АССР), а как известно в последние 90 лет роль религии в жизни Республики была крайне невелика. Этим же фактом можно было бы объяснить отсутствие в списке Марджани, Баруди, Курсави, Утыз-Имяни и т.д. Ну жили они просто до 1920 года!.. Однако все эти предположения не состоятельны. Поскольку, во-первых, в списке номинантов есть Габдулла Тукай, который жил до революции, а также Гаяз Исхаки, который покинул родину в 1920 году. Безусловно, эти деятели в высшей степени уважаемы и достойны быть представлеными в этом списке. Однако разве меньше достойны этого Риза Фахретдин или Муса Бигиев, жизнь, которых неразрывно связана с татарским народом и татарскими краями и которые прожили до середины 20 века? Их труды, известны во всем мусульманском мире (особено Бигиева). 

Но даже если принять во внимание тот факт, что основное внимание уделено личностям, жившим в Татарстане нового типа, то все равно сложно понять отсутствие в нем таких личностей, как Талгат Таджуддин, Габдельхак Самматов, Равиль Гайнутдин, Рашида Исхаки, Альмира Адиатуллина и т.д.

Например, Верховного муфтия (ЦДУМ) Талгата Таджуддина, который родился в Казани и был имамом мечети Марджани, в начале 1990-х годов называли самым популярным татарином. Сложно недооценить его заслуг в возрождении ислама, усомниться в степени уважения к нему в татарском народе. Однако его и других деятелей нет и близко в этом списке.

Неужели эти личности оказали на жизнь республики меньшее влияние, чем никогда здесь не живший врач Ренат Акчурин, бывший пару раз в Татарстане танцор Рудольф Нуриев, не имеющие никакого отношения к Татарстану спортсмены Ренат Дасаев, Алина Кабаева, Марат Сафин? Их имена можно найти в списке претендентов. Каким образом эти люди могут быть именами Татарстана? Первый же всенародно выбранный российский муфтий, основатель медресе «Мухамадия» Галимжан Баруди отсутствует. Как так? 

Показательный в этом отношении пример единственного, из представленного на суд читателей списка, кандидата, который имеет хоть какое-то отношение к исламу в Татарстане, бывшего преподавателя и заведующего кафедрой Российского исламского университета, востоковеда Мирзе Махмутова. Авторы текста о нем, первым делом подчеркнули, что он светский ученый (так и написано - известный светский ученый). Настолько сильно боятся, видимо, что в списке может оказаться мусульманский деятель (хотя я бы его таковым и не назвал)?? 

Странная, но при этом неудивительная логика. Стало уже общим местом, что значительная часть татарской интеллигенции воспринимает ислам как некую экзотичную часть татарской культуры, либо же вообще относится к ней негативно. Печально, конечно. Бог им судья, их личное дело. Однако, когда речь идет о выборе «Имен Татарстана», то есть, когда речь идет о таком масштабном проекте, необходимо быть объективным.

Опасно и неправильно выставлять мусульманское наследие нашей Республики за скобки. Таким образом, происходит серьезный подрыв основы самой татарской культуры. Выхолащивание нравственных устоев, без которых у татарстанского общества нет будущего. 

Все мы помним, как два года назад, в России прошел конкурс «Имя России», в котором мусульмане были представлены в высшей степени скудно. Теперь примерно аналогичную картину мы наблюдаем с конкурсом «Имена Татарстана». Может мусульманам давно пора организовать свой конкурс? Например, «Мусульманское имя Росси». Чтобы всем вместе вспомнить и оценить, то богатое наследие, которое имеется у ислама в нашей Родной стране. Есть над чем подумать, не правда ли?.. 

Ирек МУХАМЕТЗЯНОВ

фото: www.namesrt.ru


Количество показов: 1523

Возврат к списку